Утром 31 октября на Синайском полуострове разбился самолет. Воздушное судно направлялось из Египта в Санкт-Петербург. На борту находилось 224 человека. Это крушение стало самой крупной катастрофой в истории Росавиации.
Чартерный рейс «Шарм-Эль-Шейх» – «Санкт-Петербург» авиакомпании «Когалымавиа» принимал на посадку пассажиров в штатном режиме. Ничего не предвещало трагедии: отдохнувшие и загорелые пассажиры рассаживались по своим местам, фотографируясь и оставляя фотографии в соцсетях. Они не знали, что эти снимки станут последними в их жизни.
Спустя 23 минуты после взлета воздушное судно исчезло с радаров, а экипаж перестал отвечать диспетчерам. Позднее стало известно – самолет разбился. Никто не выжил.
1 ноября в России был объявлен днем траура. Жители северной столицы вышли на Дворцовую площадь, чтобы выразить свои соболезнования. Они оставляли цветы, свечи и игрушки.
Символом трагедии стала фотография 10-месячной Дарины Громовой, самой маленькой пассажирки смертельного рейса. Снимок ребенка из аэропорта – последняя запись ее матери в соцсети.
Что привело к авиакатастрофе, возможно ли было ее избежать? Этими вопросами сегодня задаются многие.
Экс-командир воздушного судна с 30-летним стажем, пермяк Вадим Катаев специально для сайта «АиФ-Прикамье» рассказал о своей версии произошедшего и о состоянии воздушного парка РФ.
О причинах трагедии
«По тем признакам, которые нам известны, вероятнее всего, произошла разгерметизация в воздухе. Что к этому привело? У меня версий две – техническая неисправность или теракт. При теракте взрыв мог произойти внутри самолета. В подтверждение этой версии и поведение экипажа, который не успел ничего передать диспетчерам».
О секундах падения и быстрой смерти
«Когда происходит разгерметизация на высоте, шансов посадить самолет нет. Происходит очень резкое падение давления, кровь закипает в организме. Через 1-1,5 секунды погибают и пассажиры, и экипаж. В случае, если разгерметизация была не резкая, а частичная (например, при мелкой трещине или дыре от взрыва), смерть наступает чуть медленнее. Маловероятно, что люди в момент падения были в сознании, все-таки разгерметизация приводит к быстрому концу. Страха они ощутить не успели».
О шансе выжить
«За свою жизнь помню буквально пару случаев, когда при крушении самолета одному-двум людям удавалось выжить. В обоих случаях человек находился в хвосте самолета. Один раз пассажир прятался в туалете в конце воздушного судна. Видимо, почувствовал опасность, в итоге остался живой. Но говорить о том, что такие меры – путь к спасению, нельзя. Это лишь минимальный шанс, миллиметровая возможность, и то при падении с высоты в 200-300 метров. В данном случае шансов не было».
О пермской трагедии 2008 года
«Авиакатастрофы в Перми и Египте абсолютно разные, поэтому перекидывать мостик в этих происшествиях будет некорректно. Другое место, другой самолет, другая ситуация в воздухе. Ничего общего, кроме самого факта крушения».
О рисках в воздухе и том, как обезопасить себя
«После происшествия выдвинули версию, что безопаснее летать крупными авиакомпаниями. Я советую не бояться летать самолетами тех организаций, у которых небольшой парк. Не думаю, что существует какая-то взаимосвязь между вероятностью трагедии и размером компании. Главное – качественно и вовремя обслуживать самолеты. Смотреть за малым числом самолетов даже легче, чем за большим парком.
Вот поездки на чартерных рейсах, действительно, опаснее, чем на регулярных. Чартер – есть чартер. Эти самолеты старые, поэтому, требуют более пристального обслуживания. Кроме этого, когда рейс регулярный, его ждут, встречают, обслуживают, и никакой суматохи в подготовке нет. У чартерных рейсов часто меняется расписание, иногда внезапно возникает необходимость вылета, и подготовка может происходить в спешке.
Как избежать повторения трагедии? По моему мнению, необходим больший контроль за самолетами. К сожалению, на это нужны деньги, поэтому разговоров о контроле много, а реальных действий мало. Думаю, если эту ситуацию не изменить – данная трагедия не станет последней».