Примерное время чтения: 5 минут
477

Политолог: «Арест Гайзера – не последнее задержание губернатора в России»

Стоит ли расценивать скандал в Коми как сигнал для других губернаторов? Какова роль в этом скандале Александра Зарубина, бывшего члена Общественной палаты РФ от Пермского края? Почему высокие места в рейтинге ФоРГО ничего не гарантируют? И кто теперь может возглавить Коми?  

Об этом в интервью «АиФ-Прикамье» рассказал политолог руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: - Константин Эдуардович, на ваш взгляд, аресты экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и главы Коми Вячеслава Гайзера – это явления одного порядка? Следует ли расценивать уже второй коррупционный скандал с главой региона за последние полгода как своего рода сигнал для всех губернаторов?

Константин Калачев: – Круг задержанных лиц показывает, что, возможно, дело, отнюдь, не в Вячеславе Гайзере, а в Александре Зарубине, бывшем высокопоставленном менеджере компании «Ренова». Зачищается определенная влиятельная группа в республике. Те, кто лично знал господина Гайзера, говорят, что он очень непохож на авторитарного Александра Хорошавина, экс-губернатора Сахалина. Долгое время Гайзер был человеком ведомым. У следственных органов были претензии к задержанным Веселову, Зарубину и другим – и это факт. Они в этой схеме представляют сросшийся с властью бизнес и криминал. Не думаю, что в каждом российском регионе власть, бизнес и криминал составляют устойчивую триаду. Поэтому большинство глав регионов могут спать спокойно. Но задержание Гайзера, видимо, не последняя резонансная антикоррупционная операция в стране. Ну и понятно, что без санкций первого лица государства подобные шаги не предпринимаются.

– По одной из версий, задержание Гайзера – следствие его конфликта с крупными сырьевыми компаниями, которые спорят за ресурсы и влияние в республике? Насколько это близко к истине?

– Подобное предположение бросает тень на ФСБ и СК. Люди борются с коррупцией. А наличие конфликта интересов – только фон. Да, ходили слухи, что Гайзер в последнее время сблизился с одной сырьевой компанией, что вызывало недовольство другой. Но в разработке он был с 2011 года, когда ему покровительствовала «Ренова». В 2013 году уважаемые федеральные СМИ писали, что он может не пройти процедуру переназначения, потому что лоббистских усилий уже упомянутого господина Зарубина может оказаться недостаточно, что недропользователи хотят видеть на этом посту своего человека. По словам собеседников изданий, Гайзер не относился к числу тех губернаторов, которые имеют серьезных покровителей во власти или в крупных финансовых группах, в то же время Коми – регион интересный для многих бизнес-структур. На тот момент в регионе были представлены интересы нескольких мощных компаний. Но переназначение состоялось. А потом прошли и выборы (на которых год назад Гайзер успешно переизбрался на пост губернатора – прим. авт.). Те претензии, которые сейчас предъявляются Гайзеру и его окружению, отношения к недропользованию не имеют.

– В последнем рейтинге ФоРГО глава Коми имел прекрасные позиции. Означает ли это, что высокие места в этом рейтинге ничего не значат и, уж тем более, не гарантируют?

– Да, история с рейтингами губернаторов занимательная. Гайзер в них рос. Но надо смотреть на методологию рейтингов. Электоральные результаты и политическая устойчивость на территории не имеет прямого отношения к попыткам незаконного завладения госимуществом, бизнесам за рубежом или криминальным связям. У политологов своя работа, у правоохранителей своя. После событий в Коми всяческие рейтинги губернаторов не надо торопиться выбрасывать на помойку. Особенно, если речь идет о рейтинге эффективности глав регионов ФоРГО. Но и абсолютизировать их не надо. Они дают ориентиры в иной, чем у правоохранителей, системе координат.

– Насколько реально, что на пост врио губернатора Коми назначат главу другого региона, как об этом написали ряд СМИ?

– Очевидно, что та политическая зачистка, которая происходила в Коми последние годы, скажется на решении по исполняющему обязанности главы. Свои кандидаты на территории есть у недропользователей. Но с учетом необходимости зачистки Авгиевых конюшен более вероятным представляется, что последнее перед назначением место работы нового и.о. губернатора будет за пределами республики. Остается один вопрос – будет этот человек иметь корни в Коми или нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах