380

13 – число счастливое. В Перми завершился Дягилевский фестиваль

Всю последнюю декаду мая Пермь жила в настоящем фестивальном водовороте. 34 события основной программы, примерно столько же – образовательной, плюс около 200 - в программе Фестивального клуба – масштабнейший культурный проект, стирающий границы между артистами и зрителями, традицией и авангардом, днём и ночью. И, что немаловажно, стирающий дурную славу числа 13. Дягилевский фестиваль проходил нынче в 13-й раз, но вопреки суеверию оказался счастливым и щедрым на потрясающие открытия.

Концертов много не бывает

Если в прошлом году акцент в программе Дягилев-феста был сделан на перформансы и театральные постановки, то в этом – на музыку.

Театральных событий на нынешнем фестивале было всего два, но каких! Балет «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко и моноспектвкль «Старик и море» Анатолия Васильева. С «Шахерезадой», премьера которой состоялась в начале апреля, пермские зрители уже знакомы, а вот увидеть «вживую» «Старика и море», поставленного два года назад легендарным Анатолием Васильевым, было мечтой многих.

И благодаря Дягилевскому фестивалю эта мечта сбылась. Магия звучащего слова Аллы Демидовой, гипнотическая музыка Владимира Мартынова, гигантская тень рыбы, фейерверк серебряных брызг из петард-хлопушек… Феноменально! Притча, в которую укладывается не только схватка старика Сантьяго с акулами, но и жизнь каждого из нас - с нашими, такими разными, «акулами» и «большими рыбами».

Что же касается концертов, то они порой настолько плотно соседствовали  в афише, что истинным меломанам приходилось, наступив на горло собственным желаниям, убегать с «бисов» одного исполнителя, дабы не опоздать на выступление другого.

70 часов живой музыки за одиннадцать фестивальных дней! Вот лишь несколько названий и имён, чтобы представить высоту планки и широту охвата. Австрийский ансамбль Klangforum Wien (24 музыканта из 10 стран исполняли сочинения  одного из лидеров в области экспериментального звучания Георга Фридриха Хааса), французский ансамбль старинной музыки La Tempête (первое выступление в России), греческий хор ByzantiAeterna (совместно с хором musicAeterna выступал в концерте–посвящении Арво Пярту).

А ещё были сольные концерты – пианистов Вадима Холоденко, Алексея Любимова, Антона Батагова, Полины Осетинской, Алексея Гориболя и Михаила Мордвинова (Михаил дал, кроме этого, концерт в Оханске, впервые выведя Дягилевский фестиваль за пределы Перми), трубача Маттиаса Хёффса и органиста Кристиана Шмитта, а также Сесиль Лартиго, покорившей всех волнами Мартено.

И как вишенка на торте – концертное исполнение оперы Моцарта «Идоменей». Хор и оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса творили необъяснимые чудеса. И голоса солистов, среди которых был и пермский тенор Сергей Годин в партии Идоменея, звучали просто волшебно.

От Малера до Брамса

Завершающим аккордом фестиваля вечером 30 мая стал «Немецкий реквием» Брамса в интерпретации Теодора Курентзиса. На этот раз маэстро руководил не своим оркестром, а одним из лучших западных коллективов - оркестром Mahler Chamber Orchestra, прославившимся как раз исполнением этого «Реквиема».

Курентзис и Mahler Chamber Orchestra давно знают друг друга. Их объединяет страсть к риску и разнообразию как в музыке, так и в жизни. Встретившись в 2010 году, они накопили с тех пор обширный репертуар, экспериментировали с различными форматами концертов, записали CD и DVD, провели несколько турне по Европе и Южной Америке. Но в Перми выступали вместе впервые. Выступали, к радости пермяков, с участием хора musicAeterna.
«Для нашего оркестра это особенный опыт – не только совместная работа с Теодором Курентзисом, но и сотрудничество с энергичным, страстным и харизматичным хором musicAeterna, - поделилась первая скрипка Mahler Chamber Orchestra Анна Матц. - «Немецкий реквием» Брамса во многих отношениях каноничный, хорошо нам знаком, но это представление - новый опыт любви, духовности и человечности».

Солировали в «Немецком реквиеме» прима Пермской оперы сопрано Надежда Павлова и приглашённый солист театра баритон Димитрис Тилиакос.

В программу заключительного концерта вошло ещё одно произведение Брамса - «Рапсодия», сочинённая им на пронизанные грустью и одиночеством стихи Гёте «Зимняя поездка в Гарц». А компанию брамсовским полотнам составила модернистская композиция современного американского композитора Мортона Фелдмана «Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет».

Впервые за многие годы традиция закрывать Дягилевский фестиваль  симфонией Малера оказалась нынче нарушена. Но при этом Малер не исчез из фестивальной программы! Его Девятая симфония открывала Дягилев-фест-2019. Ну а дальше  были дни, до краёв наполненные музыкой, общением, встречами, дискуссиями…

«Люди приезжают сюда, чтобы встретиться и говорить, думать и созидать. В это вовлечён весь город, такое редко встретишь где-то ещё, - уверен художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис. – И мне хочется, чтобы люди уезжали после нашего фестиваля очень тронутые и радостные. С небольшой горечью от того, что всё закончилось, и с предвкушением следующей встречи».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах