214

С богами на выход! Где поселят галерею?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Прикамье 15/04/2014

Бег на месте продолжается

Время поджимает: по договору с епархией к началу 2015 г. художественная галерея должна выехать из Спасо-Преображенского собора. Между тем решение вопроса по новому дому для галереи снова рискует утонуть в море дискуссий.

Как известно, осенью прошлого года краевые власти окончательно отказались от проекта известного швейцарского архитектора Петера Цумтора. Тогда же закинули удочку, что галерею хотят переселить в реконструированный речной вокзал: мол, и дешевле, и практичнее. Вскоре проект его реставрации-доводки под галерею подготовил пермский архитектор Сергей Шамарин. Но с наскока пролоббировать речной вокзал в качестве пристанища для бесценной коллекции главного музея Прикамья не удалось: на февральском заседании Градсовета против этого проекта взбунтовались сами галерейщики и многие пермские архитекторы. Губернатор решил пойти демократическим путем: создали рабочую группу, которая должна была не только детально проанализировать плюсы и минусы использования речного вокзала, но и рассмотреть другие площадки для строительства нового здания для галереи. В итоге, кажется, потеряли еще пару месяцев. 

Речное лобби

В марте-апреле рабочая группа изучила 28 участков для размещения галереи, затем из них отобрали 8 предложений. На последнем апрельском заседании, которое вел краевой министр культуры Игорь Гладнев, «победили» три варианта: речной вокзал (за него проголосовали 10 из 15 членов рабочей группы), квартал № 179 (где располагалась бывшая психбольница) и участок на Разгуляе (оба получили по 9 голосов). Лидерство площадки речного вокзала не должно вводить в заблуждение: за него в основном голосовали чиновники и депутаты, которых в рабочей группе было большинство, плюс сам автор проекта реконструкции Шамарин. Кстати, нонсенс, но в рабочую группу не включили ни одного представителя пермской галереи. Тем не менее на последнем заседании директор ПГХГ Юлия Тавризян и президент Надежда Беляева представили обращение, в котором высказали принципиальные возражения против речного вокзала. И в этом их поддерживают не только многие пермские архитекторы, но и ведущие российские эксперты-музеологи.

«Даже гипотетическая возможность затопления или подтопления здания будущего музея, строящегося в современных условиях заново, на возведение которого тратят средства краевого бюджета, не дает возможности с какой-либо уверенностью говорить о сохранности фондов музея. Кроме того, недопустимо разрушать памятник архитектуры, практически выстраивая его заново из других материалов и изменяя естественный рельеф местности насыпкой грунта. Стеклянная пристройка, имеющая вид торгового или офисного центра, не только визуально не соответствует образу музея, но и разрушает сложившийся силуэт города с реки. Мы считаем, что музей уровня Пермской художественной галереи достоин специально построенного здания, учитывающего специфику хранения и экспонирования конкретно этой коллекции. А Пермь заслуживает того, чтобы в ней появилось современное привлекательное музейное здание, расположенное в центре города», – говорится в аналитическом докладе, который подготовили Наталья Копелянская, эксперт группы «Музейные решения», и Наталия Толстая, член президиума Российского международного совета музеев.

Среди других минусов речного также называют: выбросы предприятий, вибрации от железной дороги, самый низкий пешеходный и транспортный трафик.

Продление следует?

Сегодня, 16 апреля, в Общественной палате Пермского края обсудят сложившуюся ситуацию с художественной галереей. Свои позиции по ее будущему, в частности, выскажут Игорь Гладнев, Анатолий Пичкалев, председатель комиссии по развитию культуры при палате, Надежда Беляева.

Вскоре три выбранных рабочей группой варианта рассмотрят на ближайшем Градостроительном совете при губернаторе. Его дата пока неизвестна. Между тем ситуацию с переездом пермской галереи уже на федеральном уровне недвусмысленно окрестили «остроскандальной». Недавно так высказался Владимир Толстой, советник по культуре президента России, праправнук великого писателя. 

– Конечно, плохо, что большая группа музеев в советское время оказалась в стенах монастырей, храмов, хотя это помогало сохранить их от разрушения. Наверное, постепенно нужно возвращать храмы церкви. Но это нельзя делать так: вечером – стулья, утром – деньги. Вы постройте здание для музея, новое, современное, с фондохранилищем, с удобством для посетителей, с возможностью для интерактивных занятий, в центре города, а не на выселках. И музей переедет с радостью, – говорит Владимир Толстой.

К счастью, в договоре с пермской епархией есть такая опция, как продление договора. Уже давно очевидно, что к 1 января 2015 г. новый дом для галереи не появится и договор придется пролонгировать. На какой срок и сколько еще раз – трудно сказать. Позорно, но в Прикамье уже 20 лет топчутся на месте: власти меняются, площадки обсуждаются, проекты готовятся, а крупнейший региональный музей России с блистательной коллекцией древнерусской скульптуры и ныне квартирует там. «АиФ-Прикамье» продолжит следить за развитием событий.

Комментарии

Игорь Луговой, почетный архитектор России:

– К сожалению, произошла подмена задач рабочей группы. Можно было и не проводить заседания, а просто собраться на 15 мин. и проголосовать за предложенные площадки. Кстати, в Интернете проводили опрос, в котором наибольшее число голосов отдали за участок на эспланаде (29%), далее следуют Разгуляй (22%) и 179-й квартал (22%), а речной вокзал набрал всего 5%. На Градсовете предложу включить в рассмотрение площадку на эспланаде, которая видится мне более предпочтительной. Все три площадки, выбранные рабочей группой, имеют свои минусы. Так, на Разгуляе ограничено место, поэтому потребуется либо делать дополнительный отвод земли, либо строить здание для галереи высотой 30 м. По 179-му кварталу может возникнуть много вопросов с конкурсными процедурами, хотя место хорошее. Один из минусов речного вокзала – проект будет тормозиться в бесконечных экспертизах и согласованиях.

Надежда Беляева, президент ПГХГ:

Нам действительно тесно в стенах Спасо-Преображенского собора: и коллекции, и посетителям. 80 лет в Перми создавали лучший региональный музей в России и по качеству, и по количеству коллекции. Теперь время поставить новую задачу: чтобы галерея стала известна и благодаря архитектурной форме. 

Мы прописали все риски по речному вокзалу. Это не наши капризы, а тревога за коллекцию. Переезд сам по себе – уже стресс для экспонатов. А если еще и не в идеальные условия, то это стресс вдвойне. Как для концертного зала важна акустическая система, так для галереи – климат-контроль. Смогут ли на речном вокзале обеспечить оптимальные условия, учитывая повышенную влажность (из-за близости Камы), вибрации от железной дороги и т. д.? 

Убеждена, новое здание нужно строить в центре Перми, горожанам и гостям краевой столицы должно быть удобно добираться до галереи. В случае же с речным вокзалом галерея рискует уйти на «периферию центра». 

Идеальных площадок – без изъяна – нет. Наша задача – выбрать лучшую. Мы предлагаем рассмотреть три варианта: Разгуляй вместе с трамвайным депо, Слудскую гору и 179-й квартал (при условии размещения максимально близко к Комсомольскому проспекту). 

Подчеркну, при переезде в новый дом художественная галерея не должна утратить своей знаковости, растратить свой символический капитал.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах