Примерное время чтения: 16 минут
148

О, дайте, дайте мне оковы!

Эти трюки выполняют артисты, которых называют мастерами по освобождению. Один из них, Джонатан Гудвин, даже показывает, как он это делает, на телеканале Discovery Channel в программе «Единственный выход» (по пятницам в 22.00). А началось все с легендарного Гарри Гудини.

В русском языке нет общепринятого перевода английского термина escape artist. Как правило, мы именуем артистов, выполняющих трюки с освобождением от веревок, наручников или из бочек с водой, иллюзионистами, а их номера — фокусами. Когда «волшебным образом» достают кролика из шляпы, зрители не сомневаются, что их просто провели. Когда же человек освобождается от смирительной рубашки на высоте нескольких десятков метров, мы готовы поверить своим глазам, а ответ на вопрос «Как у него это получилось?» нас действительно занимает.

У истоков жанра стоял Гарри Гудини. Его номера до сих пор пытаются повторить артисты всего мира, постоянно их совершенствуя. Справедливости ради надо отметить: трюки с освобождением появились задолго до Гудини. Но именно он сумел создать шоу, державшие публику в напряжении на протяжении всего номера.

Гудини следовал двум ключевым правилам, они стали законами жанра, и их неукоснительно соблюдают современные исполнители. Первое — показать, что номер чрезвычайно трудный, даже если это и не так. Публика должна верить, что артист подвергает себя смертельному риску. Например, номер Гудини «Освобождение из запертого сейфа» длился более сорока минут. Зрители начинали волноваться, жив ли фокусник, — отверстий в сейфе не было, и человек за такое время должен был задохнуться. В тот момент, когда особо нервные уже были готовы звать полицию, артист выходил из-за ширмы, за которой находился сейф. Позднее Гудини признавался, что освобождался из сейфа за 3–4 минуты, а все остальное время просто сидел за ширмой и читал книгу.

Второе правило — зритель должен сам создать ловушки. Гудини устраивал показательные выступления в тюрьмах и полицейских участках, освобождаясь от «местных» замков и наручников. Ему не раз бросали вызовы, на которые он обычно откликался и выходил победителем. В 1911 году английские моряки предложили артисту встать перед жерлом заряженной пушки с зажженным фитилем. Гудини приковали стальными цепями, закрепленными на полу, а руки привязали к дулу замысловатыми морскими узлами. В распоряжении мастера было 20 минут — именно столько горел фитиль. Гудини справился за двенадцать. Если бы он не успел, этот номер стал бы последним в его жизни.

Секреты не раскрыты

Как Гудини выполнял свои трюки? Ответ на этот вопрос скрыт за семью печатями, а лучше сказать, замками. В 1974 году мир ждал, что секрет наконец-то будет открыт: ходили слухи, что Гудини оставил завещание с указанием вскрыть конверт, когда исполнится сто лет со дня его рождения. Но когда указанная дата наступила, никакого завещания не обнаружилось.

Номера Гудини исполняют многие иллюзионисты. Но это не проливает свет на тайну. Дело в том, что у артистов иллюзионного жанра главное «цеховое правило» — не выдавать секретов зрителям. Фокусники уверяют: механика номеров Гудини давно известна и утверждение, что большинство трюков великого мастера до сих пор не раскрыто, — миф, необходимый для сохранения интриги. 

Несколько лет назад музей в американском городе Эплтон устроил разоблачение одного из самых известных номеров Гудини. Артиста заковывали в наручники, омещали в мешок, а мешок клали в запертый сундук. По предложенной версии, задняя стенка сундука просто отодвигалась. На выставке в музее был даже продемонстрирован видеофильм, демонстрирующий механику трюка. Это вызвало осуждение многих фокусников, и музею во избежание диверсии пришлось усилить охрану. Впрочем, и сам Гудини в свое время «подставил» коллег, сообщив прессе о том, что в популярном в начале века трюке «говорящий чайник» используется радио. Одно несомненно — Гудини обладал невероятным мастерством обращения с замками и отмычками. В начале карьеры он несколько месяцев провел в слесарной мастерской в качестве ученика, а потом постоянно совершенствовался.

Он действительно мог виртуозно, в считаные секунды открыть практически любой замок. Но перед исполнением подобных номеров Гудини тщательно обыскивали либо артист выступал раздетым. На вопрос «Откуда отмычки?» точного ответа нет. По одной из версий, они были так малы, что их можно было спрятать в складках кожи; по другой — Гудини их глотал, привязав ниткой к зубу. Возможно, ключи или отмычки Гарри передавала жена, бывшая его бессменной ассистенткой во время выступлений. Перед исполнением номера она обычно целовала мужа «на удачу», утверждают, что с помощью поцелуя Гудини и получал инструмент.

Кроме того, мастер постоянно занимался тренировками, развивая гибкость суставов, связок и силу. Он умел незаметно напрягать мускулы, когда его связывали, чтобы затем, расслабившись, освободиться от веревки.

Гудини рассказывал, что однажды долго не мог выбраться из молочного бидона. Дыхательные отверстия в крышке оказались слишком узкими, артисту не хватало воздуха, и счет шел на секунды. Гарри удалось раскачать и уронить бидон, и в этот момент от удара отлетела одна скоба, сдерживавшая крышку.

И все-таки главным для Гудини, по его словам, было не везение и не подготовка, а умение победить страх. Он утверждал, что для успеха необходимо во что бы то ни стало сохранить спокойствие и ни на секунду не поддаваться панике, которая могла грозить гибелью.

Классики и современники

Если бы Гудини выступал в наше время, то, скорее всего, с треском провалился бы. Вспомним, как выглядели выступления Гудини. Взять, к примеру, до сих пор не раскрытый трюк с китайской камерой для пыток водой. На исполнителя надевали смирительную рубашку, связывали, сковывали по рукам и ногам и опускали вниз головой в воду. Дальше камера закрывалась ширмой, а Гудини 30–40 минут, а то и дольше пытался выбраться. Сложно представить публику, которая сегодня согласилась бы полчаса смотреть на скучную ширму. Зрители стали взыскательнее, и последователям артиста приходится превосходить учителя. Это вполне удалось нашему современнику англичанину Джонатану Гудвину. Он демонстрирует настоящие чудеса за считаные секунды и без ширмы. Тот же трюк с китайской камерой для пыток водой Джонатан выполняет перед телекамерой, фиксирующей каждое движение. Его голова все время находится в воде, и времени у него ровно столько, на сколько он способен задерживать дыхание. В отличие от Гудини, Джонатан не скрывает секретов — просто потому, что их нет. В интервью, которое «Идее Икс» удалось взять у артиста, он заверил, что в выступлениях нет подвоха или обмана.

Трюки Джонатана больше похожи на каскадерские, чем на номера иллюзиониста. Вот его сажают в бочку, сковав наручниками, бочку пускают вниз с горы со скоростью 126 оборотов в минуту. И артист с успехом находит выход из этого положения. Страшно? На этот вопрос Джонатан ответил, что он не имеет права на страх, иначе трюк обречен на провал.

Когда Гудвин исполнял номер «Освобождение из клетки с пчелами», на нем были только шорты и 200 000 разъяренных пчел, а клетка стояла на работающей стиральной машине с повышенным уровнем вибрации. Гудвин вспоминает об этом трюке как об одном из самых сложных и говорит, что отделался лишь тридцатью укусами. Одно из «золотых» правил Джонатан соблюдает свято — каждый его номер кажется смертельным. Это, пожалуй, единственная иллюзия, присутствующая в его трюках. Номера действительно опасны, но он принципиально не делает ничего, представляющего прямую угрозу для жизни. Например, Джонатан мечтает спрыгнуть с парашютом в наручниках, не имея возможности дернуть за кольцо. Но мечта останется мечтой до тех пор, пока его команда не придумает, как добиться соблюдения норм техники безопасности.

Впрочем, Джонатану пока есть чем потрясти публику. В его арсенале немало трюков, и он каждую неделю показывает их в программе Discovery Channel «Единственный выход»

Кто получит миллион?

Гарри Гудини (на фото) был известен как разоблачитель мошенников, объявлявших о своих сверхъестественных способностях. Иногда он вместе с переодетым полицейским ходил на модные в начале века спиритические сеансы, выводя обманщиков на чистую воду. Из-за этого он даже поссорился со своим другом Артуром Конан Дойлом — писатель верил в возможность общения с потусторонним миром. Традицию Гудини по разоблачению шарлатанов продолжают и современные иллюзионисты. Самой известной фигурой в этом смысле стал американец Джеймс Рэнди. В 1996 году Рэнди создал фонд, который занимается проверкой всевозможных сверхъестественных явлений, от НЛО до экстрасенсов. Фонд обязуется выплатить премию тому, кто абсолютно научными и достоверными методами докажет свои сверхъестественные способности. Ставки растут: первоначально предлагалась премия в $ 1000, затем в 2000, а с 2002 года фонд увеличил сумму до миллиона.

До сих пор премии никто не получил, хотя желающих находится довольно много — в год поступает около пятидесяти заявок. Около 80% претендентов — так называемые лозоходцы, которые якобы могут находить различные предметы под землей. Джеймс Рэнди неоднократно пытался привлечь к проверке известных экстрасенсов, в том числе Ури Геллера, но его попытки успехом не увенчались.

Джонатан Гудвин — специально для «Идеи Икс»

Идея Икс: Принимаете ли вы участие в создании ловушек, из которых вам предстоит выбираться?

Гудвин: Большинство номеров я придумываю сам. Меня окружают добрые люди, которые не хотят, чтобы мне было слишком трудно, а вот я себя не жалею. Но воплощение своих идей доверяю профессионалу — блестящему инженеру Терри Страуду. Он готов мне подстроить любую западню. И если я ему говорю: «Терри, мне нужна гигантская рогатка, с помощью которой меня запустят в озеро», он записывает это в блокнот и добавляет что-нибудь вроде: «Хорошо, и какова должна быть сила удара о поверхность воды?»

Идея Икс: Для чего вы делаете эти трюки: из стремления прославиться, не хватает адреналина или просто хотите найти ключ к еще не открытым секретам?

Гудвин: Думаю, последнее. Я прихожу в восторг, когда выясняю на своем опыте, что то или иное возможно на самом деле. Например, когда меня похоронили заживо и я сумел выбраться, это было чертовски опасно, но до меня никто такого не делал. Я понятия не имел, получится у меня это или нет, и если да, то каким образом. Или однажды я должен был выбраться из резервуара с ледяной водой, а сверху был лед толщиной сантиметров десять. Когда мы придумывали этот трюк, у меня не было идей, как я смогу все это провернуть. Мне нужно было пробиться сквозь лед и открыть резервуар, и пока я не попробовал, я не узнал, как это сделать.

История одного реквизита

Номер «Освобождение из китайской клетки для пыток водой» — один из самых знаменитых трюков Гудини. Первая такая клетка была сконструирована в 1911 году в Англии, а сам трюк фокусник назвал «Гудини вверх тормашками» и так его и запатентовал.

Первое представление трюка состоялось в 1912 году, и номер демонстрировался в течение 14 лет — до самой смерти мастера. Ходили даже слухи, что Гудини умер как раз во время его исполнения, но это было не более чем выдумкой. После смерти Гудини клетка досталась его брату, который работал в том же жанре под псевдонимом Тео Хардин. По легенде, Гудини завещал, чтобы клетка была разрушена и сожжена, но Тео его ослушался. Впрочем, исполнять номер Хардин тоже не рискнул, а в 1940 году передал клетку американцу Сидни Раднеру, который коллекционировал все, что было связано с Гудини.

Клетка находилась у Раднера до 1971 года, а затем ее выставили в Зале славы Гудини в канадском городе Ниагара-Фолс. В 1995 году в музее случился пожар, и от клетки остался лишь металлический каркас. Тем не менее ее восстановили, и в 2004 году продали с аукциона иллюзионисту Дэвиду Копперфильду. Она по сей день хранится в его доме.

В рубашке и шляпе с кроликами

Про британского иллюзиониста Шахида Малика (на фото), исполняющего в том числе и трюки по освобождению, коллеги по цеху говорят, что он родился в рубашке и цилиндре с кроликами. За достаточно долгую карьеру — Шахид начал выступать перед публикой в 1972 году в возрасте 18 лет — артисту не раз удавалось выжить чудом. Так, после неудачи с трюком «Побег из костра» ожоги были столь тяжелыми, что врачи не верили, что иллюзионист выживет. Во время номера «Освобождение из смирительной рубашки» веревка, на которой он висел, несколько раз обрывалась и Шахид падал с высоты 12 м. Упомянутый трюк принес ему два мировых рекорда — за самое высокое исполнение (мастер освобождается от смирительной рубашки на высоте 548 м, привязанный к вертолету) и за самое быстрое (на все это у Шахида уходит 13 секунд).

Скованный одной цепью

Освободить разум и уйти в нирвану просто. Сложнее этим самым освобожденным разумом освободить от реальных оков тело. Но, как бы сложно это ни было, люди экспериментировали в этом направлении давно. И эксперименты были удачными.

IIV век до н.э. – ассиро-вавилонские маги с помощью «волшебной силы» развязывали узлы и разрезали веревки

I век н.э. – философ Аполлоний Тианский, прослывший чудотворцем, по легенде, освободился от оков на глазах у множества людей

1430–1520 годы – в Веймаре написана «Инженерная художественная волшебная книга», в которой в числе прочих упоминается трюк «Освобождение от цепей»

XIV век – Авраам Колорнус (Италия) демонстрирует умение освободиться из любой тюрьмы. Он выбирается из ямы для еретиков, каземата и закрытых подземелий

Вторая половина XIX века – братья Дэвенпорт в США изобретают «Шкаф братьев Дэвенпорт». Связанных артистов запирают в шкафу с музыкальными инструментами, после чего инструменты начинают звучать, хотя связанный человек, по идее трюка, не смог бы до них дотянуться. Сами братья выдавали себя за медиумов и объясняли трюк сверхъестественными способностями

Вторая половина XIX – начало ХХ века – трюки с освобождением от оков и из запертых помещений исполняют французы Рейнали и Диксон, немец Макс Рёснер, англичанине Густав Фазола, Оуэн Кларк

1892 год – 18-летний артист Эрих Вайс начинает выступать под псевдонимом Гарри Гудини. В ранней карьере Гудини преобладали номера по освобождению от наручников и из сосудов с водой. Первоначально гастролировал по США вместе с братом

Начало ХХ века – в России после гастролей Гудини в 1903 году трюки с освобождением приобретают популярность. Их начинают исполнять «король цепей» Букини, «король цепей и кандалов» Лоджини и другие артисты

1910-е годы – на базе трюков с освобождением в моду входят «криминальные» представления. Артисты принимают вид известных грабителей или сыщиков, демонстрируя освобождение от  цепей, кандалов и так далее. Псевдонимы иллюзионистов тоже весьма характерны: Ник Картер, Нат Пинкертон, Сонька Золотая Ручка и так далее

1912 год – Гудини впервые показывает знаменитый номер «Освобождение из китайской клетки для пыток водой»

40–50-е годы ХХ века – британский иллюзионист Алан Алан (Алан Рабинович), подвешенный на горящей веревке к подъемному крану, исполнил номер «Освобождение из смирительной рубашки». Алану приписывают изобретение этого трюка. Позднее номер повторяли другие артисты, включая Дэвида Копперфильда 6 апреля 1974 года – в этот день якобы должны были огласить завещание Гудини, в котором он раскрывал секреты своих фокусов. Никакого завещания в закрытом еще при жизни Гарри сейфе обнаружено не было

1992 год – американский артист Лэнс Бёртон совершает трюк с освобождением, прикованный к «Десперадо» – одним из самых быстрых американских горок в США: подъем продолжается минуту, а спуск 3,5 секунды. Исполнение номера чуть не стоило Бёртону жизни

2007 год – Дэвид Мерлини, американский артист венгерского происхождения, устанавливает рекорд по самому длительному пребыванию под водой во время исполнения трюка с освобождением. Дэвиду удалось сдерживать дыхание в течение 10 минут и 17 секунд, никакими дыхательными приспособлениями ни до, ни во время номера он не пользовался

Апрель 2008 года – на Discovery Channel впервые выходит в эфир программа «Единственный выход», в которой Джонатан Гудвин перед камерой исполняет трюки с

освобождением

Попался!

Современники Гудини постоянно пытались подловить иллюзиониста, предлагая ему такие наручники, от которых он не смог бы освободиться. Иногда это удавалось — однажды, во время исполнения номера в полицейском участке в Нью-Йорке, замок наручников специально заклинили так, чтобы их было невозможно открыть. После этого Гудини, прежде чем взять наручники у зрителей, предварительно просил открыть их и закрыть. Другую известную попытку посадить Гудини в калошу — впрочем, неудачную — предприняли в 1904 году, когда ему бросила вызов лондонская газета Daily Mirror. На изготовление наручников, от которых предстояло освободиться иллюзионисту, слесарь потратил пять лет. На то,  чтобы выбраться, у Гудини ушло более часа. Позднее он говорил, что это было одно из самых трудных  представлений в его карьере. Долго ходили слухи, что трюк подстроенный, а между Daily Mirror и Гудини был сговор — таким образом фокусник якобы делал рекламу и себе, и газете. Эти слухи до сих пор не доказаны. Но и не опровергнуты.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах