Живописец из Закамска
Рыбак шёл в проповедники, фискал становился столпником и святым, промышленник - революционером. Владимир Посохин работал автослесарем, строителем, механиком. В 39 лет поступил в школу-студию, чтобы научиться рисовать.
20 лет спустя
Весной 2009 года состоятельные выходцы из Перми, обосновавшиеся в Москве, хотели премировать граждан, сделавших нечто значительное для Пермской земли. Одаривали и прежде, а тут решили вынести процесс в публичное пространство. Выдвигайте, говорят, кого хотите, голосуйте на сайте, а мы посмотрим, кто победит. Там и всплыло имя Владимира Посохина. Он периодически лидировал в своей номинации, и даже с хорошим отрывом.
- Меня выдвинули одноклассники, - поясняет Владимир Иванович. - Мы до сих пор дружим, встречаемся, вместе навещаем учителей. Я картины свои дарю. Речь идёт о реальных, а не виртуальных odnoklassniki, у Посохина и компьютера-то нет.
- Компьютер есть у соседки. Когда звонить и поздравлять начали, я от неё зашёл на тот сайт, посмотрел, - продолжает мой собеседник. - Точно, я - в лидерах. Распечатку даже сделал. Такой азарт меня захватил. Приятно, конечно, что так много людей за меня. Откуда они меня знают?
Владимир Иванович, что греха таить, размечтался. Обещанные меценатами 250 тысяч рублей хотел потратить на самое дорогое - на творческое объединение «Серебряный ковш». Купил бы в клуб новый чайник - чай пить, и проектор - чтоб с лекциями ездить по всему краю. Но устроители конкурса не согласились с предпочтениями местной культурной публики. Денег не дали ни Посохину, ни другим фаворитам гонки за рейтингом.
- Глупо, конечно, что мы приняли это дело за чистую монету… Ну, да ничего. Зато посмотрел на себя со стороны.
Взгляд со стороны
Теперь уж нет сомнений, Посохин - художник известный. По количеству персональных выставок, если считать за последние года три, он даст фору любому члену Союза художников. Только вот в союз его не взяли, несмотря на все имеющиеся в наличии рекомендации. Что сказать, узок круг этих профессионалов, страшно далеки они от народа. Владимир Иванович, наоборот, от народа не отрывается. Не взяли в члены - пошёл в профтехучилище. Получил диплом государственного образца, где написано, что он - живописец. С тех пор Посохин и работает живописцем.
Тогда же или чуть позже открылся у Владимира Ивановича счастливый дар к PR (к пиару то есть). Он и сам себе отчёта не отдаёт, как этот дар работает. Вот вам пример. Написал серию этюдов, изображающих растения. Назвал - «Цветы Прикамья», организовал выставку. Посмотришь - никаких эндемиков, всё те же сирень да ромашка. Но ведь красиво и людям приятно, что всё это - наше. Выставку можно показывать как «Цветы Удмуртии» или «Цветы Кировской области». С тем же успехом, думаю, прокатит и в Пензе. Экспозицию «Цветы» примут хоть в больнице, а хоть и в столовой. Владимир Посохин творческого чванства лишён, готов выставляться там, куда позвали. - И детскими садиками не гнушаюсь, - говорит о себе художник.
В работах Посохина нет ничего шокирующего. Форма, цвет, содержание - всё в рамках приемлемого. Ни говорить, ни спорить тут не о чем. Смотреть - да, приятно. Народ, уставший от визуальных экспериментов, душой отдыхает на его выставках. Вот он - тренд, угаданный стихийным пиарщиком Посохиным.
«…То что-то наподобие берёзки,
То что-то наподобие реки,
То росчерком кресты, то ль просто птицы,
Упавшие с разрушенных церквей.
Торопится художник, суетится …»
- пишет о творчестве Владимира Посохина его друг, местный поэт Фёдор Востриков. Владимир Иванович не в обиде, даже помещает эти вирши на своих буклетах. Может, в суете не замечает подвоха, а может, следует принципу, что бы ни говорили, лишь бы не замалчивали?
Каждый вернисаж, где бы ни был, - повод для упоминания. А это уже признак профессионального РR. И он ещё удивляется: откуда, мол, меня знают?
- Я не пиарщик, - с жаром открещивается Владимир Иванович. - Никас Сафронов вот - пиарщик. Он свои альбомы музеям дарит, чтоб знали, что есть такой художник. А сам нарисует торс девушки, а сверху - киску, вот и всё искусство. Что он сеет-то?
- Себя и сеет. По тем альбомам через 500 лет будут судить о нашей эпохе.
- Я бы хотел, чтобы о нас по Евгению Широкову судили. Лучший портретист России, и никакого пиара, - с досадой говорит Посохин. - Зато чист.
О чистоте
Хороший PR пятен на репутации не оставляет. Возьмём другой пример из Посохина. «Живая память земли Строгановых» - один из последних проектов Владимира Ивановича. Выставка открылась в Ильинском, переехала в Очёр, и, похоже, ей предстоит кочевать по городам и весям Прикамья, пока не закончится празднование 450-летия династии. Впрочем, она и на 460 лет сгодится, и на 475. Кто-то заподозрит художника в конформизме, назовёт конъюнктурщиком.
АИФ: Вы так много нарисовали церквей. Неужели всё - к случаю?
- Нет, это работы, собранные за много лет. Меня спрашивают, верующий ли. Не знаю, что сказать. Если нет, тогда зачем столько храмов? Если скажу - да, спросят: где она, твоя вера, во что?
И после паузы:
- Приезжаешь куда-нибудь на этюды, а там весь пейзаж держится на церкви. Что писать? Понятно - храм. Вот так и накопилось много работ. Тут как раз юбилей Строгановский. Дай, думаю, предложу проект.
Похоже, не научись рисовать, закопал бы Владимир Посохин в землю свою главную одарённость - продвигать культпроекты. При всей технологичности и «прозрачности» намерений посохинские приёмы нельзя назвать «пресловутым пиаром». Художник не выдаёт шило за мыло. Он искренне двигает лишь то, что считает полезным. Цель его - собрать аудиторию и поделиться тем, что есть.
Бесхитростные картинки Посохина радуют неискушённого зрителя. Неискушённых-то куда больше, чем тех, кто разбирается в контексте мировых брендов. Похоже, в исторической перспективе Посохин отберёт у Никаса Сафронова кое-какие очки.
Фигура влияния
Всему своё время и место - главное правило PR. «Серебряный ковш», для которого Владимир Иванович хотел выиграть Строгановскую премию, сделан точь-в-точь по этому принципу.
- В 1995 году художники Закамска устроили выставку в библиотеке. С тех пор десять лет я вынашивал идею создать объединение, где собирались бы поэты, писатели, музыканты и все, кто интересуется культурой, - рассказывает Владимир Иванович. - Посмотреть, послушать, обсудить.
И вот наконец всё сошлось: библиотека искала новые формы работы; у закамских художников наметился кризис, и потребность в новой организации стала вопросом жизни. Творческое объединение так органично вписалось в логику работы с электоратом, что сразу два депутата согласились его поддерживать. И это ещё не всё! 25 марта 2006 года, когда состоялось первое заседание клуба по интересам, звёзды стояли так удачно, что вскоре этот день был объявлен профессиональным праздником - Днём работника культуры РФ. Жизнь радует бонусами и налаживается?
- Трудные времена, - жалуется Владимир Иванович. - Шесть замечательных мастеров ушли от нас безвозвратно. В народной студии третий преподаватель сменился. Судьба ДК имени Кирова под вопросом. Завод, вы же знаете, лихорадит. Но «Серебряный ковш» - это сила.
Говорят, везёт чудакам. Владимир Иванович тот ещё везунчик. Разве не чудак потащит на себе холсты с подрамниками в детский сад только затем, чтобы показать ребятишкам, чем пейзаж отличается от натюрморта? Конечно же, это пиар - узнаваемость и всё такое. Но он-то верит, что без посохинского «промоушена» те самые ребятишки не имели бы повода задать вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, осваивая визуальную среду окружающего их города.
Любовь Соколова
Досье
Владимир Посохин родился в Перми в 1948 году. «Помню город с резными домами: Разгуляй, Егошиху, Пермь первую. Пароходы и пристань на Каме, Дом художника, школу балетную», - рассказывает он о малой родине. До 1987 года работал на заводе, занимался спортивным туризмом. Потом решил стать художником. И - стал. С 1987 по 1997 год занимался в художественной студии при ДК им. Кирова под руководством художников-педагогов В.М. Изместьева и В.Р. Шлыкова В 2006 году окончил художественное отделение Пермского училища № 65. Был женат. Живёт с мамой.