Примерное время чтения: 9 минут
128

«Всё отдал бы за то, чтобы Катя была жива»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Прикамье 27/04/2010

В Перми завершается сегодня XI открытый конкурс артистов балета России «Арабеск-2010». Его бессменный худрук, а с этого года и председатель жюри Владимир ВАСИЛЬЕВ под аплодисменты зрителей объявит имена новых лауреатов и дипломантов.

Но сначала зал помянет аплодисментами (так положено в артистическом мире) великую, неповторимую Екатерину Максимову. Сегодня ровно год, как её не стало.

Рождение «Баллады»

- Владимир Викторович, когда на своём юбилейном вечере в день открытия конкурса вы исполняли «Балладу», посвящённую памяти Екатерины Сергеевны, многие не могли сдержать слёз. Расскажите, как родилась эта потрясающая миниатюра.

- Был концерт в Доме литераторов, где Екатерина Мечетина блистательно играла Первую балладу Шопена. И мне показалось, что именно эта вещь соответствует моему сегодняшнему состоянию. Когда очень больно и остро чувствуется потеря человека, с которым прожил всю жизнь... В то же время я ощутил в ней что-то объединяющее людей, которых не отпускает всё то лучшее, что было в прошлом. Совпали с этой атмосферой и стихи, звучащие у меня в начале номера, хотя я написал их намного раньше. А поставил номер буквально за два-три дня.

- В Перми состоялась его российская премьера?

- Да. Через несколько дней после того, как я впервые вышел с ним на сцену в Нью-Йорке, в гала-концерте международного конкурса «Молодёжный Гран-при Америки», устроенном к моему 70-летию.

- Вашей партнёршей стала 18-летняя Дарья Хохлова из Большого театра. Почему именно она?

- Во-первых, «Баллада» и задумывалась в расчёте на молодую исполнительницу: наша душа всегда должна оставаться молодой. Во-вторых, ещё до этого я выбрал Дашу для балета на музыку Гетти «Заклятие рода Эшеров», увидев её в Большом, в классе у станка. И для «Баллады» она подходила как нельзя лучше. К тому же потом выяснилось (смеётс.я), что, ещё учась в школе, она была стипендиаткой нашего Фонда Галины Улановой. Так что всё не случайно!

На амбразуру, как Матросов!

- К 65-летию Победы вам не предлагали поставить балет о войне?

- Нет. Более того, я сам предлагал сделать для сцены «Дом у дороги» по поэме Твардовского. На сцене он не шёл никогда -только телебалет. Но ведь и «Анюта» сначала была телебалетом, и лишь после этого меня попросили поставить её на сцене. Сделать то же самое с «Домом» как раз к нынешней дате казалось мне очень важным. Однако в мэрии Москвы отказали: нет денег. Говорил о своей идее и по телевидению, в интервью - никто, к сожалению, не откликнулся…

- Вы помните 9 мая 1945-го?

- Помню фантастический салют. Я на плечах у отца, рядом с Красной площадью. Но, скорее всего, это была уже годовщина Победы. Потому что отец (он прошёл и Финскую, и Великую Отечественную) вернулся с войны летом 45-го. Вместе с мамой они пришли забирать меня из детского сада, и я тогда в первый раз увидел его.

Ощущение же совершенно незабываемой радости было, когда мы приехали домой. Отец успел выкрасить стены в комнате, и вот эта свежая краска, её запах… Но самое поразительное - над моей кроваткой на гвоздике висела кисточка винограда! Впервые попробовал его в тот день.

- А есть какие-то детские мечты, которые так и не сбылись?

- Мечта у нас, ребятишек, в войну и сразу после неё была одна: отдать всё, в том числе свою жизнь, за Родину. Осталось в памяти, как мы с ребятами встречали на мосту легкоатлетическую эстафету, ежегодно проходившую по Садовому кольцу, и кто-то спросил меня: «Вовка, если бы для спасения Родины надо было прыгнуть сейчас с моста, ты бы прыгнул?» Я без колебаний ответил: «Конечно!» Вообще, как, наверное, многие тогда, я очень жалел, что из-за возраста не мог участвовать в войне. А то, как Александр Матросов, тоже пошёл бы на амбразуру.

Между Хакасией и Римом

- Владимир Викторович, а если бы представилась возможность изъять из жизни любое, но только одно событие, с каким вы расстались бы не задумываясь?

- Уход Кати - это самое ужасное, разумеется. Тут я отдал бы всё, абсолютно всё, что имею, лишь бы она была рядом. (Долгая пауза.) А так…Знаете, тяжёлые моменты, к счастью, уходят. Поэтому мы и продолжаем жить. Я, например, их почти не помню. Зато хорошо помню приятные: первые успехи в Доме пионеров, первое выступление на сцене Большого ещё до поступления в хореографическое училище, лица педагогов…

- Что спасает вас нынче от «тоски, которая душит душу»?

- Работа. После «Анюты», поставленной в память о Кате в июне прошлого года в Красноярске, поставил «Заклятие рода Эшеров» в Большом театре, «Жизель» в школе «Большой в Бразилии». По просьбе Франко Дзеффирелли сделал танцы для «Травиаты»: он ставил её в Римской опере.

Кроме того, в Сибири с успехом прошли три концерта «Мона Лиза русского балета», организованные Фондом Галины Улановой в преддверии её 100-летнего юбилея. Один из них, благотворительный, мы дали на Саяно-Шушенской ГЭС вскоре после аварии. Что творилось в зрительном зале, вы не представляете! Слёзы радости, благодарность… Оказалось, до этого артисты балета Большого театра не были в Хакасии ни разу! Потом юбилейные концерты были сделаны также в Мариинке и в Большом.

Пермяк - Солёны Уши Васильеву понравился

- Несколько слов, пожалуйста, об «Арабеске-2010».

- Не хочу называть никаких имён до подведения итогов, но одним впечатлением готов поделиться. Намного выросший средний уровень. Даже по сравнению с предыдущим конкурсом. За исключением единиц, очень сложно было отсеивать кого-то: все примерно одинаково хороши. Но - одинаково.

- Говорят, человек молод до тех пор, пока способен удивляться…

- Абсолютно согласен.

- И что вас в последний раз удивило?

- Не мог удержаться, чтобы не купить сувенир, который я назвал Пермяк - Солёны Уши. Крепкий мужичок, вырезанный из кальцита, с мешком соли за плечами… Ещё с удовольствием открыл для себя имя вашего художника Кузина. Зашёл в выставочный зал заказать паспарту для своих акварелей, а там - его выставка. По-моему, все его картины - от сердца, поэтому так притягивают.

- Вы продолжали рисовать и в Перми?

- Да, кое-что сделал здесь. А за год написал, наверное, эскизов двести. Акварель, масло. Были выставки. Вообще почти каждый день сейчас обязательно рисую. Это для меня как раньше экзерсис в балете.

 


ДОСЬЕ

Владимир ВАСИЛЬЕВ родился в 1940 году. Народный артист СССР, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий. С 1958 по 1988 год - ведущий танцовщик Большого театра. Его дуэт с Екатериной Максимовой по праву считается лучшим дуэтом XX века. С 1971 года выступает как хореограф и режиссёр. В 1982-м окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа и более десяти лет преподавал там. В 1995-2000 годах - художественный руководитель-директор Большого театра. Сегодня - приглашённый хореограф в России и за рубежом, Президент Фонда Галины Улановой, куратор школы Большого театра в Бразилии. Занимается живописью (двенадцать персональных выставок), пишет стихи.


 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах