aif.ru counter
178

Манон Луазо: «Если на моих глазах будут убивать человека, я брошу камеру и кинусь его спасать»

Режиссёр представила пермякам документальный фильм «Письма из Ирана» про революцию 2009

Фото: Сергей Пьянков

Большая смелость и желание дать право голоса людям, которые по тем или иным причинам его лишены – благодаря этим качествам французский режиссёр Манон Луазо сняла уже не один документальный фильм про страны, где в принципе невозможно было снимать.

В 2000 году она тайно приехала в Чечню, результатом поездки стал документальный фильм про ситуацию в Грозном. Тогда ей пришлось пережить многое: бомбёжки и артобстрелы, но у неё получилось. В 2006 году Манон получила престижную награду за кино «Проклятье родиться девочкой» о детоубийствах в Индии, Пакистане и Китае. В 2010 году вышел фильм Луазо в соавторстве с гражданскими журналистами под названием «Письма из Ирана». Однако ещё до начала съёмок режиссёра вместе с другими западными журналистами выдворили из страны. Тогда автор нашла другой подход –она выслала контрабандой 15 видеокамер своим «героям» - жителям этой страны. Через год вернулось только три камеры, но материала с них хватило для создания потрясающего фильма.

«Письма из Ирана» был показан накануне в Перми в рамках кинопрограммы телеканала «24 ДОК» на фестивале «Текстура». После показа Манон Луазо встретилась с журналистом «АиФ-Прикамье».

 

Комментарий

Вера Оболон- кина, генераль- ный продюсер «24 ДОК»

- Поскольку «Текстура» - фестиваль про современность, актуальность и сегодняшний день, этот формат очень схож с форматом нашего телеканала. Мы рассказываем про сегодняшний день. Мы решили привезти фильмы, которые являются новым словом в кинодокументалистике. Показать и рассказать про них в ходе дискуссий. Это фильмы, в центре внимания которых самые актуальные и резонансные события в России и мире, люди и истории, меняющие сегодняшний день. Поэтому мы привезли в Пермь творение Мадса Брюггера «Посол» и киноленту Манон Луазо «Письма из Ирана», которую она сняла в соавторстве с гражданскими журналистами. 

 

«АиФ-Прикамье»: - Спустя годы вы вновь вернулись в Россию, где прожили несколько лет. Чем вас притягивает эта страна?

Манон Луазо: - Я бы не прожила здесь 9 лет, если бы мне было неинтересно. Когда я впервые попала в Россию, мне было 13 лет. И в первое же путешествие я решила, что хочу здесь жить. Мне нравится литература, культура этой страны. У меня были сильные эмоции и чувства к этой стране – и это не покинуло меня  со временем. Поэтому, только закончив обучение в университете, я сразу приехала сюда. 

«АиФ-Прикамье»: - Такие эмоции у вас вызывает только Россия или все страны, фильмы о которых вы снимаете?

М. Л.: - Нет, только Россия. Я уже давно здесь не живу, но очень скучаю. Даже в Париже иногда возникает эта тоска. 

«АиФ-Прикамье»: - Вы сняли много документальных фильмов о событиях в России в начале 21 века. Есть ли мысли сделать ещё одно кино в связи с митингами и демонстрациями, которые прошли этой зимой?

М. Л.: - Я хочу вернуться в эту страну и снимать фильм об обществе, не политический. Всё, что здесь происходит, конечно, интересно для режиссёра и для журналиста. Как сейчас люди здесь живут, какие надежды у них есть. Но это пока только идея, никакого чёткого плана у меня нет.

«АиФ-Прикамье»: - В интервью одному из изданий вы говорили, что мечтаете вернуться в Россию. Для вас было неожиданностью, что вас пригласили на фестиваль «Текстура»? 

М. Л.: - Да! Я удивилась, но была очень рада. Тем более, никогда раньше не была в Перми. И для меня это было странно – 10-15 лет снималафильмы о России, а приехала на фестиваль с фильмом про Иран. Для меня очень важно, как зрители здесь будут принимать его. Кино рассказывает о том, как люди живут в Иране, их надеждах. Для меня очень важно, как это воспримет русская аудитория, какие вопросы будут.

Фото Сергея Пьянкова

«АиФ-Прикамье»: - То есть вы готовитесь к дискуссии по поводу фильма?

М. Л.: - Да. Фильм уже был показан и теперь очень жду реакции людей. Тем более, люди, которые снимали «Письма из Ирана» - очень рисковали, когда я им скажу, что на обсуждении их творения было 200 людей, они будут просто в восторге. Сейчас они живут в такой закрытой стране, что для них это многое означает.

«АиФ-Прикамье»: - Фильмы подобного содержания очень популярны на видеохостингах (YouTube). Люди их смотрят и комментируют. Вы как-то отслеживаете эти комментарии?

М. Л.: - Нет, не слежу. Думаю, первое, что напишут в интернете про «Письма из Ирана» - это плохие комментарии. К примеру, когда фильм выложили на сайт французского ТВ, сразу пошли оскорбления. И я знаю, что их авторство принадлежит иранскому посольству. Прямо угрозы высказывались. Я почитала их 2-3 дня, и решила больше не читать. Потому что иначе у меня сразу появляется желание ответить. Меня там представили чуть ли не французским шпионом! Что всё это подмонтировано, всё плохо, и якобы мы западные агенты и хотим мировой революции. Но меня больше интересуют обычные люди, которые увидят фильм и диалог, который у нас будет. Конечно, у всех разные мнения. Думаю, критика тоже будет. Но плохо, если ты смотришь уже с чьей-то точки зрения и только критикуешь.

Сейчас интернет превратился в площадку для пропаганды. Я недавно снимала в Сирии. И мне было важно быть очень аккуратной с видео, которое мне приходит. Чтобы не уйти на другую сторону пропаганды – на пропаганду оппозиции. Власть играет в свою пропаганду, оппозиция играет в свою пропаганду, а мы должны быть где-то посередине.

«АиФ-Прикамье»: - Расскажите о методе, который вы использовали при создании фильма «Письма из Ирана». Как я понимаю, это требует большой смелости…

М. Л.: - Смелость, в основном, со стороны девушек, которые снимали фильм. Для меня было очень тяжело нести ответственность за людей, которые рискуют. Обычно я сама рискую своей жизнью на съёмках, а за других людей мне было страшно. Для начала, я думаю, нужно было иметь много надежды, что когда-нибудь такой фильм вообще появится. Через год мне прислали все записи через YouTube. Это был самый тяжёлый фильм, который я снимала, потому что было неизвестно, что получится в итоге. Слава богу, никаких угроз в ходе съёмок люди не получали. Но каждый раз, когда фильм показывают, я боюсь за людей, которые его снимали и которые в титрах.

 

Комментарий

Вера Кричевс- кая, режиссёр- постанов- щик, продюсер

- Как только ты даёшь предварительно выбранному герою в руки камеру и говоришь ему снимать про себя без каких-либо ограничений. Ты заранее получаешь провокационный, слегка жёлтый материал. Это же подглядывание в замочную скважину. Такой метод применим к любому фильму, не только при каких-то закрытых режимах. И он, безусловно, очень интересен.

«АиФ-Прикамье»: - Их участие в фильме как-то обозначено?

М. Л.: - Они все инкогнито. Имена и фамилии, которые мы дали, все фальшивые. 

«АиФ-Прикамье»: - Камеры, которые вы переправили контрабандой в Иран, как понимаю, должны были быть компактными?

М. Л.: -  Да, это были маленькие профессиональные камеры. Когда меня вместе со всеми западными журналистами выгнали из Ирана во время революции, я оставила несколько камер. Потом мы нашли способ через людей как-то перевезти технику в страну. Но мы потеряли две трети, только три камеры из пятнадцати работали в конце.

«АиФ-Прикамье»: - А известно, каким образом они были утеряны?

М. Л.: - Были утеряны на демонстрациях, разбиты. Некоторые вообще исчезли. Люди живы-здоровы, а камеры непонятно где. Может, кто-то их и использует (смеётся). Я благодарна продюсерам, которые дали деньги купить эти камеры, не зная, будет ли фильм. Большая редкость сегодня. 

«АиФ-Прикамье»: - Есть ли какая-то сквозная идея у всех ваших фильмов?

М. Л.: - Мне очень интересно дать слово людям, которых мы никогда не слышали. Либо это закрытое место, либо запрещённая страна. Ещё мне нравится показывать людей, которые борются за то, чтобы жизнь стала лучше. Большинство моих фильмов показывают военные ситуации, но жизнь в них всегда продолжается. Я показываю общество, людей, их надежды.

«АиФ-Прикамье»: - Если бы возникла ситуация – вмешаться в происходящее и спасти человеку жизнь или снимать то, что происходит, что бы вы выбрали?

М. Л.: - Стала бы спасать, конечно. Я брошу сразу камеру, я не такой журналист. Самое главное для меня – это люди, а не работа. 

 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?