Примерное время чтения: 6 минут
336

Виктор Ерофеев: «У нас конец света наступил ещё в 1917 году»

Фото Сергея Пьянкова

Пермь, 17 декабря - АиФ-Прикамье. 14 декабря русский писатель Виктор Ерофеев провёл в Перми творческую встречу в рамках проекта «Пермский открытый университет». Летом 2011 года он уже приезжал в «культурную столицу» для участия в книжной ярмарке. Сменилась ли культурная обстановка в регионе с тех пор и нужно ли в России быть патриотом – читайте в интервью «АиФ-Прикамье».

«АиФ-Прикамье»: - Полтора года назад вы приезжали в разгар программы «Пермь – культурная столица». Учитывая те изменения, что произошли в культурной политике региона, можно ли сказать, что город сохранил за собой этот титул?

Виктор Ерофеев: - Не всё зависит от политики, всё зависит от людей – хотят они, чтобы Пермь была культурной столицей или нет. Потому что политика зигзагообразная: один губернатор любит современное искусство, другой вообще ничего не любит, третий любит классику, а четвертый ходит в баню. Здесь не подберешь ключи к идеальному варианту. Опыт других стран и городов говорит, что если сами люди хотят узнать что-то новое о культуре, то у них все получится. Сегодня я был в Музее современного искусства, смотрю – даже днем народ ходит, интересуется. Так что я думаю, что-то у вас есть такое хорошее, особенное. Город интересный, яркий, народ любопытствующий. Думаю, вы останетесь независимой культурной столицей. Лучше не перекладывать ответственность на власть и начальство и самим что-то делать. Энтузиасты есть. Я по людям вижу – у них глаза горят, в общем, в Перми чернозем для культуры.

Досье
Виктор Ерофеев, русский писатель, автор и ведущий программы «Апокриф». Родился 19 сентября 1947 года в семье советского дипломата Владимира Ерофеева. Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института мировой культуры.

 «АиФ-Прикамье»: - Когда вы приезжали в прошлый раз, вы много говорили о русском национальном характере. Сейчас в отдельно взятом Пермском крае хотят провести эксперимент под названием «Патриотизм и духовность», на эти цели запланировано тратить порядка 60 млн рублей в год. Как вы считаете, можно ли влиять на русский национальный характер на государственном уровне?

В.Е.: - У нас на него постоянно влияют. Из нас рабов делали и отчасти это получилось – страх до сих пор живёт в русском человеке. Есть чувство неуверенности в себе. И одновременно, если человека превращают в раба, у него атрофируется ответственность за себя, за свою жизнь. Это не вовсе не означает, что главная наша черта – рабство, но она, безусловно, присутствует. Но главное, чем характеризуется русский характер, - это воображение. Отсюда наши сказки, анекдоты. А что касается слабости, то от неё идёт и беспомощность русских по созданию цивилизации – даже дорогу «Москва-Петербург» не могут сделать нормально. Пройдёт не одно поколение, прежде чем мы превратимся в сильную страну.

«АиФ-Прикамье»: - Как вы считаете, что сейчас более преобладает в русском характере – патриотизм или эгоизм?

В.Е.: - Это такой казенный круг вопросов у власти всегда. Я не считаю, что мы более патриотичные, чем любая другая страна. Поляки более патриотичные, чем мы. У нас проблема эгоизма тоже не самая главная. Чем более насыщенная человеческая личность, тем она более эгоистичная. У нее есть свои интересы, свои хотения. И здесь патриотизм и эгоизм не противоречат друг другу. К примеру, я эгоист, но я хочу, чтобы моя страна была сильной. Зачем мне слабая страна? Так что патриотизм – это дешёвые игры власти. Мол, мы развиваем патриотизм, коллективизм и прочее. Мне кажется, в 21 веке все решает только личность, гражданское общество, свобода и человеческий выбор.

 

Фото Сергея Пьянкова

 

Pussy Riot – это ответ на попытку сращения церкви и государства

«АиФ-Прикамье»: - Ваш «Русский Апокалиасис» как-то связан с «концом света» 21.12.2012?

В.Е.: - У нас свой конец света наступил ещё в 1917 году. И это был нешуточный конец света. Вырезали всю творческую часть страны, я не беру в расчёт писателей, хотя их тоже перемолотили. Перебили лучшую буржуазию. Аристократию расстреляли, либо выслали. Перебили лучших священников, лучших рабочих, лучших солдат, лучших крестьян – кулаков. Мы израсходовали весь свой генофонд, у нас теперь иммунитет очень слабенький. Апокалипсис сам по себе – это уничтожение одной трети населения. Я думаю, что у нас одну треть как раз и вырезали. А если нет самостоятельно мыслящего населения, то на кого опираться? Сейчас мы с этой проблемой мучаемся и непонятно, решим ли мы её.

«АиФ-Прикамье»: - Бог в ваших романах предстает не таким, как в представлении большинства людей. Верите ли вы сами в Бога?

В.Е.: - Я думаю, что Бог приходит к каждому человеку индивидуально. Я не верю, что есть коллективные способы веры. Это нужно лишь церкви, которая хочет власти над человеком. У нас планета маленькая, но на ней до сих пор очень много богов. Есть христианский бог, мусульманский бог, есть африканские боги и т.д. Получается, мы видим не бога, а лишь своё представление о нём. Наверное, Бога нам никогда не представить, так как он гораздо больше, чем представление человека о нем. Когда человек слаб, он идёт к такому коллективному Богу, ставит свечку и считает, что он выполнил свой религиозный долг. Такого человека нельзя отпихивать, но на него нельзя и ссылаться как на обладателя религиозной мудрости. Коллективизм всегда был уделом слабых.

 

Фото Сергея Пьянкова

 

«АиФ-Прикамье»: - Как в этой связи вы лично относитесь к поступку Pussy Riot и последовавшему наказанию?

В.Е.: - Это самая глупая история, которую могло придумать государство – преследование арт-группы «Война» и, в частности, этих девочек. Потому что в молодом поколении всегда гуляет и кипит кровь. Pussy Riot – это ответ на попытку сращения церкви и государства. Не они начали, они лишь показали проблему. Если это действительно какое-то нарушение морали, то их могли бы заставить убирать мусор у того самого храма. История полна таких событий, когда люди в церкви выражали свое личное мнение. Вспомним Христа, который выгонял торговцев из храма. По-моему, хулиганский поступок.

Девочек наказали очень жестко, какое там христианское всепрощение? Это позор на весь мир, потому что весь мир в ужасе наблюдал, как у нас в России в 21 веке судят за что-то, что не имеет преступного характера.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах