Примерное время чтения: 5 минут
502

Повелитель нот. Композитор Валерий Грунер о настоящих творцах и гельманоидах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Прикамье 14/08/2013
Фото автора

Он первым из пермяков поступил на отделение композиции в престижнейшую Российскую академию музыки им. Гнесиных. Дважды становился лауреатом всесоюзных конкурсов композиторов. Властное начальство предлагало остаться в Москве. Но блестящие столичные перспективы не прельстили молодое дарование. Грунер вернулся в Пермь. Вместе с друзьями-музыкантами он открыл пермское отделение Союза композиторов и детскую школу композиции. 

В.Г.: – Это было уникальное учебное заведение, единственное в России и Европе! К нам приезжали голландцы, немцы. Изучали наш опыт и восхищались. Мы, словно с конвейера, выпускали учеников, которых разбирали лучшие музыкальные вузы страны.  

Через 7 лет школу закрыли. Мы просто вовремя не нашли денег. Бюджета у школы за время её существования так и не появилось.

Давши слово – держись!

Бороться за свои идеи и отстаивать правоту Валерий начал с самого детства. Вначале он убеждал отца, что хочет научиться играть на баяне. Дело в том, что любовь к музыке маленькому сыну привил именно папа. Когда-то он самоучкой освоил музыкальную грамоту и по вечерам в барачной тишине под треск дров в печи играл на баяне классику. Времена были тяжёлые, денег не хватало, а кормить семью надо. Наступив на горло своей песне, Грунер-старший ушёл на завод. И всю жизнь глава семейства, как в банк, вкладывал в сына. И не прогадал. Когда же Валерик объявил отцу, что будет музыкантом, тот предупредил: «Давши слово - держись». 

Но как же оказалось непросто сдержать это слово! За окном во дворе краснощёкие ребята гоняют мяч. А он, резвый пацанёнок, по 12 часов в день без продыху просиживает за  инструментом.  

В школе юный музыкант столкнулся с насмешками и непониманием. Весь класс вместе с учителем покатился со смеху, когда на традиционный вопрос «Кем я стану, когда вырасту?» 5-классник Грунер гордо ответил: «Композитором». Все же в космонавты метили. И до самого выпускного он доказывал учителям, что призвание его жизни - музыка.  А в институте культуры талантливый студент попросту забивал на непрофильные предметы, нагло прогуливая саму историю КПСС. За такое своеволие по головке не гладили.  

Без корней

«АиФ-Прикамье»: – Валерий Иванович, а сейчас ещё остались таланты среди пермской молодёжи?

В.Г.: – Конечно! И меньше их не стало. Будучи членом жюри нескольких детских конкурсов по композиции, я в этом убедился. Просто условий, чтобы развивать талант и заниматься с этой молодёжью, сейчас нет. Лучше выбросить 250 млн руб. на «Белые ночи»!

Больно признавать, что люди искусства вынуждены тратить драгоценное время, чтобы просто заработать на хлеб и банально не умереть с голоду. А чтобы осуществить задуманный проект, нужны немалые деньги. И я, отложив ноты, на 3 года запрягся в бизнес. А как выкручиваться тем, кто не обладает предпринимательской жилкой? Да и не должны композиторы ей обладать! Они должны музыку писать. 

Международный фестиваль современной музыки «Грунер-фестиваль» стоил мне 10 лет ожиданий и нечеловеческих усилий. Какое удивительное совпадение, что мой тёзка - всемирно известный немецкий композитор Йоахим Грунер. Я просто обязан был сделать совместный проект. Фестиваль получил широкий международный резонанс. 

К сожалению, современное поколение воспитано так, чтобы на нём делали деньги. После «Белых ночей» подсчитывали, сколько человек посетило фестивальный городок. Но не в цифрах же дело, а в наполнении. А всё ушло в арифметику. Смысл подменяют цифры. Нас ведут по ложному пути, отрывая от исконных корней. На Западе они уже давно утрачены. Теперь эту пустоту пытаются навязать и нам. Но не просто навязать, а продать. И господин Гельман - ловкий спекулянт и проводник этих «ценностей». 

На самом деле авангард - такая затасканная тема, такой нафталин! Это для нас он в новинку, потому что многие и по сей день находятся на задворках культурного развития. Правда, первые авангардисты были всё же другого уровня. А сейчас: распилил скрипку на сцене, браво! Новое слово в музыке. 

Если художник не скандалист, а вдумчивый, серьёзный творец, он часто обречён на непонимание. Сейчас в ходу мнимые ценности, рассчитанные на толпу. Всё это я описал в книге «Сказки Дядюшки Гру», - рассказывает Валерий Иванович. 

Книга рассчитана на умного читателя. Через аллегорию и гротеск автор вскрывает болезненные социальные и философские проблемы. Выдуманного ничего нет. Многие деятели культуры и политики уже узнали себя в персонажах. 

Грунер изменил бы себе, если бы не сопроводил «Сказки» специально сочинённой к тексту музыкой. Диск с авторским исполнением - прямо в книге. Издание сопровождается остроумными и в то же время удивительно красивыми иллюстрациями, выполненными… цветными гелевыми ручками. Это украинский художник Александр Шульц постарался. К слову, в XV городском конкурсе социально значимых проектов «Город - это мы» проект Валерия Грунера «Литературно-музыкальная серия творческих презентаций «Сказки Дядюшки Гру» стал победителем в номинации «ПРОдвижение». За признание своего детища Грунеру, как и всегда, придётся побороться. До победы. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах