aif.ru counter
576

Банкир-фотограф. Стюарт Лоусон – о пермском балете и тайнах закулисья

Приехав в пермский университет, британец случайно оказался в театре и влюбился в пермский балет.

Фотовыставка «За кулисами», показывающая настоящую, не приукрашенную гримом и актёрской игрой жизнь балетных артистов.
Фотовыставка «За кулисами», показывающая настоящую, не приукрашенную гримом и актёрской игрой жизнь балетных артистов. © / Стюарт Лоусон / Из личного архива

«Хотя я по-прежнему в миллионе километров от труппы театра, но уже не ощущаю себя сторонним наблюдателем. Я часть этой команды!» - говорит британский бизнесмен и фотограф.

Фотовыставка «За кулисами», показывающая настоящую, не приукрашенную гримом и актёрской игрой жизнь балетных артистов, работает в фойе Пермского театра оперы и балета. Автор этих редких снимков, зафиксировавших искренние эмоции и трогательные мимолётности закулисья, - британский банкир и фотограф-любитель Стюарт Лоусон.

Всегда любил музыку

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Мистер Лоусон, вы заболели пермским балетом, побывав на нашем спектакле «Ромео и Джульетта». А вообще давно вы любите балет?

Стюарт Лоусон: Всю свою жизнь. Когда жил в Лондоне, ходил в Ковент-Гарден. И в России, где живу уже больше 20 лет, много раз был и в Большом, и в Мариинском, и в театре Станиславского. Но на пермский балет пришёл соверешенно не готовым к тому, с чем мне предстоит встретиться. Ожидал, что это будет что-то провинциальное и, скорее, забавное. Представляете моё удивление, когда я увидел то, что увидел? Тот же уровень, что и в Москве!

- Можно ли сказать, что театр для вас - отдушина в скучной жизни бизнесмена?

- Не думаю, что мне нужно такое оправдание. На самом деле я всегда любил музыку. Два последних десятилетия тесно связан с Гнесинкой, с её директором и дирижёром Михаилом Хохловым. Мы нашли с ним немало способов сотрудничества.

- Вы сами музицируете?

- В молодости иногда мучил пианино. (Смеётся.) Нет-нет, мне не надо давать инструмент! Вот мой отец играл на скрипке в оркестре Йоханнесбурга. Правда, это было в большей степени его хобби – по профессии он врач.

- А фотография - ваше семейное увлечение?

- Если брать в расчёт мою бывшую жену, профессионального фотографа, - то пожалуй. И мой сын очень увлекается фотографией. Сейчас ему 20, а у меня в телефоне есть снимки, на которых ему два года. Мне очень нравится фиксировать то, как он растёт, взрослеет, меняется. Конечно, с этим есть сложности: он живёт в США, а я - в России. Но я много путешествую по миру: моменты его вросления зафиксированы мною в 14 странах.

На снимках фотографа - не только работа артистов.
Пермский балет - это не только артисты. Фото: Из личного архива/ Стюарт Лоусон

Один среди лебедей

- Как вы впервые оказались в Перми?

- Два с половиной года назад по приглашению ПГНИУ я приехал сюда, чтобы выступить с лекцией на Экономическом форуме. В знак благодарности принимающая сторона организовала поход в театр оперы и балета. На тот самый спектакль «Ромео и Джульетта».

- То есть случайный, по сути, визит в театр превратил вас в поклонника пермского балета и подтолкнул к интереснейшему проекту?

 - Если честно, в тот приезд случилось сразу два важных события в моей жизни. Во-первых, я встретил в Перми прекрасную женщину, и мы с ней с тех пор вместе. А во-вторых, удалось договориться с университетом, что я буду приезжать и преподавать в ПГНИУ, но приезжать только тогда, когда в театре дают балет. Руководство театра разрешило мне фотографировать на любых спектаклях. Более того, я получил разрешение снимать и репетиции. Но называть это проектом, по-моему, неверно. Скорее, это моя любовь к музыке, танцу и, конечно, возможность сделать хорошие снимки.

На кадрах фотографа - жизнь артистов вне сцены.
На кадрах фотографа - жизнь артистов вне сцены. Фото: Из личного архива/ Стюарт Лоусон

- И что в охоте за «добычей», то есть нужным кадром, было самым трудным?

- Проникнув в закулисье, ты оказываешься в мире, о внутренних правилах которого ничего не знаешь. Например, где стоять, чтобы никому не мешать во время спектакля? Когда в «Лебедином озере» стаи лебедей пробегают мимо тебя, это важно и действительно трудно. Но ещё более волнительный процесс – съёмка репетиций: ты окружён танцовщиками, ты единственный, скажем так, гражданский человек среди них.

- Наверняка удалось приоткрыть в жизни артистов и что-то новое для себя, постичь какие-то их тайны?

- Да, я снимал танцовщиков не только в танце, но и межу ним. Старался запечатлеть их брошенные украдкой взгляды, улыбки, разговоры. Так трогательно было видеть партнёров, помогающих друг другу надевать костюмы или благодарящих один другого после спектакля. И речь тут не о конкретной паре, а о взаимодействии их между собой.

Сложно снимать во время репетиций.
Сложно снимать во время репетиций. Фото: Из личного архива/ Стюарт Лоусон

В России мне интересно

- Вы уже чувствуете себя своим в балетной труппе?

- От труппы я по-прежнему в миллионе километров, но сторонним наблюдателем себя больше не ощущаю. Приведу один пример: недавно я фотографировал 12 часов подряд, заболела спина, и артисты балета отвели меня к театральному массажисту, который мою спину починил. Тогда я подумал: «Здорово! Я уже часть этой команды!»

- Любимым балетом в репертуаре нашего театра вы назыаете «Золушку». Не потому ли, что эта балетная несказка помогла вам иначе взглянуть на какие-то вещи в советской истории?

- О, хотелось бы сказать в ответ что-то умное и утончённое! Но на самом деле любимый, потому что это хореография Алексея Мирошниченко. Кроме того, я видел «Золушку» на всех стадиях – в репетиционном зале, репетиции на сцене и сам спектакль. Чудесная и в то же время грустная история. Конечно же, о периоде, в который переносит зрителей эта постановка, много читал и раньше.

Фотограф подмечает трогательные отношения между партнёрами по сцене.
Фотограф подмечает трогательные отношения между партнёрами по сцене. Фото: Из личного архива/ Стюарт Лоусон

- А чем интересна вам современная Россия?

- Я живу в России именно потому, что мне здесь очень интересно. Представьте: появляется в театре пожилой человек с камерой в руках, без рекомендаций, без портфолио – только страсть, увлечение. И у него всё получается! Уверен, что во многих странах такого не призошло бы никогда.

Момент, когда Алексей Мирошниченко, пригласив меня к себе в кабинет, оценил мои фотографии как одни из лучших в своём жанре, считаю самым счастливым за последнее время. Ведь это никак не связано с тем, чем я занимаюсь в жизни. За два года я сделал тысячи, а может, десятки тысяч снимков, лучшие из которых войдут в новый фотоальбом о пермском балете. Приезжая в Пермь, снимаю галстук банкира и надеваю шляпу фотографа. И, поверьте, быть фотографом гораздо веселее.

ДОСЬЕ
Стюарт ЛОУСОН. Родился в 1954 году. Выпускник Оксфорда. Старший советник в британской аудиторско-консалтинговой компании EY. С 1995 года живёт в России, где возглавлял правление нескольких банков. Приглашённый преподаватель в МГИМО, ВШЭ, ФУ при Правительстве РФ, ПГНИУ, Школе бизнеса «Саид» Оксфордского университета, Имперском колледже Лондона.

Кадры с репетиций.
Кадры с репетиций. Фото: Из личного архива/ Стюарт Лоусон

 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?