Когда Сретение в 2023 году, в чём смысл праздника и его названия?
15 февраля православные отмечают один из двунадесятых праздников – Сретение. Двунадесятые праздники – это самые важные праздники в христианстве после Пасхи. Они посвящены земной жизни Христа и Богородицы. Чем так важно Сретение и в чём смысл праздника сайту perm.aif.ru рассказал преподаватель Пермской духовной семинарии, иеромонах Роман (Черепанов).
Что означает праздник Сретения?
«Слово «Сретение» означает «встреча». События праздника говорят о встрече Ветхого и Нового Заветов в лице праведного старца Симеона, встретившего Богомладенца Христа в Иерусалимском храме.
Евангелие повествует, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник на 40-й день после рождения Христа приносят его в храм – согласно закону они должны были принести жертву за первого родившегося ребёнка. По наитию свыше пришёл и святой Симеон. Там же была Анна пророчица.
По древнему преданию Церкви, святой Симеон был переводчиком Ветхого Завета с иврита на греческий. Ему для перевода достался отрывок «Дева приимет во чреве и родит Сына». Он решил, что это какая-то описка в тексте, и Деву нужно будет заменить на Жену, то есть на женщину. Тогда ему явился ангел и возвестил, что ты, Симеон, не умрёшь, пока не увидишь, как это слово Писания сбылось, и что Дева родит Сына Божия. К моменту рождения Христа, по преданию, святому Симеону было более 200 лет.
Он решил, что это какая-то описка в тексте, и Деву нужно будет заменить на Жену, то есть на женщину. Тогда ему явился ангел и возвестил, что ты, Симеон, не умрёшь, пока не увидишь, как это слово Писания сбылось, и что Дева родит Сына Божия. К моменту рождения Христа, по преданию, святому Симеону было более 200 лет.
О пророчице Анне говорится гораздо меньше – мы знаем только то, что она спустя семь лет брака овдовела, а потом жила в посте и молитве при храме, то есть выражаясь современными словами, вела монашеский образ жизни. Ей было гораздо меньше, чем святому Симеону – 84 года.
Праведный Симеон, взяв на руки младенца Христа, радуется сбывающемуся обетованию Господа, и произносит знаменитые слова, которые сейчас вошли в богослужение: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицем всех людей, свет к просвещению языков», – отвечает иеромонах Роман.
В чём смысл праздника Сретения?
«Согласно иудейскому закону, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф должны были посвятить родившегося первенца Господу и принести очистительную жертву (двух птенцов голубиных) на сороковой день после рождения Христа. В реальности Дева Мария совершенно не нуждалась в очищении: она родила сверхъестественно, без мужа. Но она смиренно повинуется действующему закону и приходит в храм как обычная женщина. Для всех окружающих происходит обычный, заведённый веками, порядок вещей, и только двое людей в храме видят, что он изменился – святой Симеон и пророчица Анна.
Слова «Спасение, которое ты уготовал пред лицем всех людей» здесь ключевые. Если до этой поры существовал только один богоизбранный народ, то сейчас праведный Симеон пророчествует, что Христос пришёл спасти все народы. Теперь новый Израиль – это Церковь, сообщество людей по признаку веры. Ветхий Завет начинает сменяться Заветом Новым», – рассказал иеромонах Роман.
Почему свечи освещают на Сретение?
«Праздник Сретения достаточно древний, но со временем он стал отмечаться не так широко, смысл его становился всё более неясным. Однако при византийском императоре Юстиниане было постановлено праздновать Сретение более торжественно, и традиция освящать свечи относится к этому же времени.
Связано это с тем, что в 543 году в Константинополе и его окрестностях началась моровая язва, а в Антиохии произошло землетрясение, и одному подвижнику было откровение, что для прекращения этого нужно пройти крестным ходом со свечами. Это было как раз в пору праздника Сретения. Крестный ход прошёл, и всё действительно прекратилось. С этой поры и пошёл церковный обычай освящения свечей в этот день», – говорит иеромонах.
Что этот праздник значит для каждого отдельного человека?
«Святой Симеон был первым из людей, кто пророчествует о родившемся Боге. Для нас его свидетельство – свидетельство о божественности Христа. Святой Симеон говорит, смотря на маленького Иисуса: «Вот лежит Сей в знамение пререкаемое» – то есть предмет споров.
Он оказывается прав: Христос и был, и остаётся этим пререкаемым знаменьем. Люди вроде бы что-то знают о Христе, но превращают его то в социального работника, который всем помогает, то в философа бродячего, который учит нереальным, неземным, непрактичным вещам. Или же принимают Христа почти за «другана», с которым можно фамильярно общаться, потому что он их уже спас.
Люди вроде бы что-то знают о Христе, но превращают его то в социального работника, который всем помогает, то в философа бродячего, который учит нереальным, неземным, непрактичным вещам. Или же принимают Христа почти за «другана», с которым можно фамильярно общаться, потому что он их уже спас.
Мы, православные, понимая, что Христос пришёл к людям, понимаем ещё и то, что Он всё-таки Бог. И спасение в том, чтобы мы подражали Христу и соединились с Ним на всех возможных уровнях: и причастием Тела и Крови Его, и умом – чтобы мы поучались Его словам, и сердцем - чтобы любили Его, и волей - следуя Его примеру, поступкам. Вся жизнь христианина – это следование за Христом. Но начинается всё с этого свидетельства, когда на пороге храма моё ветхое встречает новое Божие, жизнь меняет свой смысл, и у человека появляется путь к спасению», – говорит иеромонах Роман.
Что можно и что нельзя делать в Сретение?
«Каждый большой праздник желательно, по возможности, встречать в храме. Если не получается, то можно хотя бы дома поусерднее помолиться. В такие дни Господь к нам ближе», – отвечает иеромонах Роман.