Примерное время чтения: 3 минуты
805

Колесо из берёзы. Как 110 лет назад пермский мастер спас участников ралли

Местный колёсных дел мастер, которого, судя по заметке в «La Gazzetta dello Sport», звали Nikkolо Petrov, вместе со своими подмастерьями за несколько часов смастерил из берёзы новый обод вставил в него «родные» ось и спицы.
Местный колёсных дел мастер, которого, судя по заметке в «La Gazzetta dello Sport», звали Nikkolо Petrov, вместе со своими подмастерьями за несколько часов смастерил из берёзы новый обод вставил в него «родные» ось и спицы. Из архива Аркадия Константинова

21 июля в Перми побывали ретроавтомобили, совершающие пробег в честь юбилея гонки, проведённой в 1907 году по маршруту Пекин – Париж. Однако мало кто знает, что именно тогда родился пермский автосервис.

Пятеро смелых

Идею соревнований по вышеуказанному маршруту подбросила автолюбителям французская газета «Le Matin»: «Необходимо доказать, что, пока у человека есть автомобиль, он может сделать всё, что угодно, и добраться куда угодно. Решится ли кто-нибудь этим летом проехать от Пекина до Парижа?».

Поначалу желающих набралось несколько десятков. Но вышли на старт лишь пятеро из них. Предстояло преодолеть дистанцию в 14 994 км, большей частью по грунтовым дорогам и бездорожью. Путеводными указателями служили телеграфные столбы, что, говоря современным языком, обеспечивало освещение происходящего в режиме онлайн. Известия отстукивались в газеты с каждого телеграфа.

Мелкие поломки устраняли сами участники гонок. Случалось, при этом, соперники даже по-джентельменски ожидали ремонтирующихся. 

Автомобиль-рекордсмен марки «Itala 35/45HP». В 2007 году, в честь 100-летия гонок, он прошёл по маршруту Пекин-Париж второй раз и снова через Пермь. На сей раз без поломок.
Автомобиль-рекордсмен марки «Itala 35/45HP». В 2007 году, в честь 100-летия гонок, он прошёл по маршруту Пекин-Париж второй раз и снова через Пермь. На сей раз без поломок. Фото: Commons.wikimedia.org/ Tony Harrison

«Отремонтировать дороги и разогнать скот!»

КСТАТИ
Местный журналист, бравший интервью у Боргезе и сопровождавших его лиц, свидетельствует: они «выглядят неказисто; костюмы грязные, промасленные, запыленные. По их словам, им приходилось спать (нужно сказать, очень мало) и есть на машине…». Машине тоже досталось, «особенно пострадали шины колес». На вопрос какое впечатление производит на них Сибирь, князь «ломаным русским языком с жестами говорил, что ничего, но дороги не хорошо».
22 июля прибыли в Пермь. Отовсюду сбегались толпы любопытных. В соответствии с полученными из столицы инструкциями, местные власти оказали гостям всяческое содействие, не говоря уж об обеспечении безопасности. Пришлось спешно ремонтировать дороги, выставлять дополнительные посты, отгонять «безнадзорный скот», жалобщиков, попрошаек «и вообще лиц неприглядного вида». Ну, впрямь по Бендеру: «Автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!».

И надо ж было такому случиться, именно здесь у лидирующей команды итальянцев (водитель - князь Шипионе Боргезе, механик Этторе Гвиззарди, жена князя – Анна-Мария, журналист Луиджи Барзини) треснул, а затем переломился деревянный обод переднего левого колеса, попавшего в прореху настила моста. Местный колёсных дел мастер, которого, судя по заметке в «La Gazzetta dello Sport», звали Nikkolо Petrov, вместе со своими подмастерьями за несколько часов смастерил из берёзы новый обод вставил в него «родные» ось и спицы. Это колесо, кстати, некрашеное, 10 августа благополучно докатило до Парижа. Итальянцы победили, причём, с отрывом в 12 дней.

Интересный факт
В Перми к 1907 году имелся всего один автомобиль, принадлежавший виноторговцу Ивану Малюшкину.
Вторыми финишировал голландский  «Spyker» (экипаж в составе водителя  Чарльза Годарта и механика Жана дю Тайлиса), третьим – французский «DeDion» (водитель Жорж Кормье, механик Гастон Леруа), четвёртым – французский же «DeDion» (водитель Виктор Колиньён, механик не установлен), а  «Contal» водителя Огюста Понса и не установленного механика до финиша так и не доехал.

Ныне изделие пермских умельцев – экспонат, пожалуй, самого богатого автомузея мира – туринского «Museo Nazionale dell'Automobile».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах