21 июля в Перми побывали ретроавтомобили, совершающие пробег в честь юбилея гонки, проведённой в 1907 году по маршруту Пекин – Париж. Однако мало кто знает, что именно тогда родился пермский автосервис.
Пятеро смелых
Идею соревнований по вышеуказанному маршруту подбросила автолюбителям французская газета «Le Matin»: «Необходимо доказать, что, пока у человека есть автомобиль, он может сделать всё, что угодно, и добраться куда угодно. Решится ли кто-нибудь этим летом проехать от Пекина до Парижа?».
Поначалу желающих набралось несколько десятков. Но вышли на старт лишь пятеро из них. Предстояло преодолеть дистанцию в 14 994 км, большей частью по грунтовым дорогам и бездорожью. Путеводными указателями служили телеграфные столбы, что, говоря современным языком, обеспечивало освещение происходящего в режиме онлайн. Известия отстукивались в газеты с каждого телеграфа.
Мелкие поломки устраняли сами участники гонок. Случалось, при этом, соперники даже по-джентельменски ожидали ремонтирующихся.
«Отремонтировать дороги и разогнать скот!»
И надо ж было такому случиться, именно здесь у лидирующей команды итальянцев (водитель - князь Шипионе Боргезе, механик Этторе Гвиззарди, жена князя – Анна-Мария, журналист Луиджи Барзини) треснул, а затем переломился деревянный обод переднего левого колеса, попавшего в прореху настила моста. Местный колёсных дел мастер, которого, судя по заметке в «La Gazzetta dello Sport», звали Nikkolо Petrov, вместе со своими подмастерьями за несколько часов смастерил из берёзы новый обод вставил в него «родные» ось и спицы. Это колесо, кстати, некрашеное, 10 августа благополучно докатило до Парижа. Итальянцы победили, причём, с отрывом в 12 дней.
Ныне изделие пермских умельцев – экспонат, пожалуй, самого богатого автомузея мира – туринского «Museo Nazionale dell'Automobile».