Что сегодня делают для развития туризма на уровне региональной власти и в муниципальных образованиях? Об этом наша беседа с Владимиром КОРСУНОМ, депутатом Законодательного собрания, членом фракции КПРФ.
Щедрый бюджет - шумный турпоток?!
- В Пермском крае уже не первый год ставится вопрос о более интенсивном развитии туристической отрасли. Что конкретно делают руководители региона, в том числе Законодательное собрание?
- Безусловно, огромный туристический потенциал Прикамья сегодня используется ещё далеко не полностью. Депутаты, в том числе и нашей фракции, считают, что природные, исторические, культурные достопримечательности могут и должны работать на развитие территорий нашего края, пополнение бюджета, создание новых рабочих мест и повышение уровня экономического развития, а значит - и уровня жизни в том или ином конкретном районе, городе, поселении.
Ещё в 2008 г. приняли целевую программу «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)». Это позволило решить несколько важных задач по развитию внутреннего и въездного туризма. Например, создали региональную информационную туристическую систему. Открыли Информационно-туристический центр Пермского края, посещаемость которого в 2012 г. в среднем была более 100 человек в день. В Интернете появился официальный туристический портал www.visitperm.ru. Разработали семь новых маршрутов, наибольшую известность из которых получили «Зелёная линия» и «Великий чайный путь».
- Можно говорить о том, что уже сделали немало?
- Я бы сказал, что сделали необходимое. То, без чего в развитии отрасли вообще обойтись было нельзя, если, конечно, мы не намеревались продолжать топтаться на месте. Да, конкретных результатов в 2008-2012 гг. достигли. Но, как говорят в самом краевом правительстве, несмотря на некоторую положительную динамику развития туристической отрасли в регионе, Прикамье не занимает в России лидирующих позиций, уступая регионам-конкурентам. Вклад туризма в экономику края в 2010 г. - 1,1%. Это больше общероссийского показателя, но меньше регионов-лидеров: Свердловской, Самарской областей, республик Татарстан и Башкортостан, где валовой региональный продукт (ВРП) гостиниц и ресторанов - 1,2%. На сегодня наиболее приближённым к европейским показателям является лишь Краснодарский край, где ВРП от туризма в 2010 г. достигал уровня 2,7%.
Надо прямо сказать, что одна из причин отставания нашего края в развитии туризма - недостаточное бюджетное финансирование этой отрасли. Средства на исполнение краевой целевой программы 2008-2012 гг. выделили в объёме 39% (51 млн руб.) от планируемой суммы 129 млн руб. В среднем ежегодное финансирование из средств регионального бюджета программных мероприятий по туризму в Пермском крае в 2008-2012 гг. едва превышало 9 руб. на одного жителя в год. Для сравнения: в Алтайском крае - 87 руб., Свердловской обл. - 34 руб., Татарстане - почти 20 руб.
- Сегодня в крае действует новая государственная региональная программа «Развитие туризма»?
- Да, её утвердили постановлением правительства региона в феврале 2014 г. Она рассчитана до конца 2016 г. Среди её ожидаемых результатов - увеличение объёма инвестиций в основной капитал объектов туриндустрии на 1 млрд 311 млн 600 тыс. руб., появление восьми паспортизированных туристических маршрутов, увеличение турпотока на 16%.
Не мифом единым...
- Есть ли в программе приоритетные виды туризма?
- В программе говорится, что разнообразные ландшафты, множество рек и пещер способствуют развитию водного, пешеходного, лыжного, горнолыжного туризма. Богатая история региона, историко-культурное наследие и яркие события позволяют развивать познавательный и событийный туризм. Наличие естественных минеральных вод и грязей, а также развитая инфраструктура - это мощная база для лечебно-оздоровительного туризма.
Теоретически в программе, конечно, всё верно. Но у меня создаётся впечатление, что на деле больше внимания зачастую уделяют активному туризму. Например, в начале августа в Перми прошёл Международный туристический форум «Перспективы развития активного туризма в России и мире». Там обсуждали тему «Роль мифов территории в формировании туристского продукта», представили проекты «Путь Ермака», «Молёбка: миф и реальность». Участники побывали в Кунгурской ледяной пещере и сплавились по р. Сылве. Всё это, безусловно, замечательно. Лично я - только за максимальное использование природных преимуществ нашего региона. И народное мифотворчество, конечно, пусть тоже приносит пользу, даже если это рассказы об аномальных зонах. Если кому-то интересно и люди готовы платить за посещение таких «легендарных мест», содействуя тем самым развитию территорий Прикамья, пусть будет.
Но при этом нельзя забывать о богатейшей истории и культуре нашего края. А ведь это познавательный туризм. Хотелось бы напомнить, что в 2009 г. по заказу министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края специалисты различных отраслей общественного фонда культуры «Юрятин» провели большую научно-исследовательскую работу, в которой определили основные предпосылки развития туризма. И на их основе сформулировали главные конкурентные преимущества региона. В том числе - историко-культурные достопримечательности. Например, в археологическом плане: пермский звериный стиль, сасанидское серебро (древнеиранские и византийские изделия VI-VII вв.).
В сфере исторического наследия: уральская горнозаводская цивилизация, соляные промыслы. Я бы добавил: промышленность ХIХ-XX вв., внесшая огромный вклад в экономическое развитие России, особенно в её советский период, включая и победу СССР в Великой Отечественной войне.
Хорошие возможности в деле продвижения историко-культурного туризма даёт проект «Пермь Великая». Выделили четыре тематических парка, каждый из которых представляет собой сеть туристских объектов, связанных общей историко-культурологической концепцией.
Вклад неоценим
- Участвуют ли в разработке концепций развития туризма, в том числе историко-культурного, муниципальные образования?
- Сегодня многие муниципалитеты включаются в эту работу, понимая, что без их активной позиции никто не принесёт им развитую туристическую отрасль на блюдечке. Вклад территорий в развитие отрасли и продвижение туристических брендов неоценим.
В программах социально-экономического развития муниципальных образований развитию туризма уделяют самое пристальное внимание. И особенно в территориях с благоприятными для этого условиями. В качестве примера можно привести Кунгурский район. В их программе на период до 2020 г. предусмотрели значительное увеличение туристического потока.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть