Примерное время чтения: 5 минут
825

От шестерёнок – к красоте. В Перми прошла премьера «Путеводителя по балету»

«Путеводитель по балету», Часть I.
«Путеводитель по балету», Часть I. / Гюнай Мусаева / Пермский театр оперы и балета

Руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета Антон Пимонов представил зрителям свой первый полномасштабный спектакль – «Путеводитель по балету». Премьерные показы прошли 26, 27 и 28 ноября.

Детали в сборке

Новый спектакль состоит из двух, казалось бы, очень разных частей. Но и хореограф Антон Пимонов, и автор сценария Богдан Королёк подчёркивают, что это не вечер одноактных балетов, не театрализованная лекция плюс концерт, а именно цельный спектакль.

В первой части – попытка ответить на вопросы, из каких деталей собирается механизм под названием «балет», по каким законам он работает. И главное: почему классический балет актуален и сегодня? Авторы как бы проникают внутрь этого механизма, этой коробочки с «шестерёнками» и «винтиками», и рассматривают их по отдельности.

Девять сцен первого отделения – девять новелл о базовых вещах, на которых основано балетное искусство. Артисты в строгих серых костюмах демонстрируют урок, постепенно увеличивая амплитуду движений, высоту прыжка, гибкость. Знакомят зрителей с тем, что такое адажио и аллегро. Помогают увидеть различия между гротеском, характерным и классическим танцем.

Па-де-де Голубой птицы (Александр Таранов) и принцессы Флорины (Томонэ Кагава).
Па-де-де Голубой птицы (Александр Таранов) и принцессы Флорины (Томонэ Кагава). Фото: Пермский театр оперы и балета/ Гюнай Мусаева

А во второй части все эти детали, разные языки и модели танца складываются воедино и работают в ансамбле. Неслучайно второе отделение «Путеводителя» – это третий акт «Спящей красавицы» в хореографии Мариуса Петипа. Один из самых совершенных ансамблей в истории классического балета.

Здесь есть и марш, и торжественный полонез, в котором шествуют прибывшие во дворец Короля герои волщебных сказок, и вальс, и полька, и характерные танцы. Есть вариация феи Сирени (на премьере её танцевала Екатерина Лебедева), па-де-катр четырёх фей Драгоценностей (Альбина Рангулова, Лариса Москаленко, Елена Хватова и Яна Сурсякова), па-де-де принцессы Авроры (Стефания Гаштарска) и принца Дезире (Олег Куликов), финальная общая кода. То есть всё, о чём шла речь в первом отделении, предстаёт тут «зримо и весомо». А с учётом новых, по-имперски роскошных костюмов и декораций (обе части «Путеводителя по балету» оформили Анастасия Нефёдова и Степан Лукьянов, художники Электротеатра Станиславский) это ещё и фантастически красиво.

Чайковский и Хрущёва

Помимо визуальных и хореографических смысловых связей имеются в «Путеводителе» и связи музыкальные. Каково это сочинять музыку для первой части спектакля, понимая, что во второй будет звучать великий Чайковский? За решение столь амбициозной задачи по заказу Пермской оперы взялась Настасья Хрущёва, известный петербургский композитор новой волны.

«Музыка Настасьи Хрущёвой самобытна, очень необычна. В ней много моментов, которые дают исполнителю некую свободу трактовки, и это здорово, - рассказывает музыкальный руководитель постановки и главный дирижёр театра Артём Абашев. - Важно, что её партитура создавалась вместе с хореографией и трансформировалась уже в ходе постановочных репетиций».

Па-де-де принцессы Авроры (Стефания Гаштарска) и принца Дезире (Олег Куликов).
Па-де-де принцессы Авроры (Стефания Гаштарска) и принца Дезире (Олег Куликов). Фото: Пермский театр оперы и балета/ Гюнай Мусаева

Препарируя музыку Чайковского (привет «Детскому альбому»!), Баха и французского барокко, молодой композитор переплавляет, по её словам, устойчивые, ставшие чем-то заезженным музыкальные обороты. И они, в данном случае буквально, превращаются опять-таки в красоту: текст Леонида Аронзона «Боже мой, как всё красиво!» поёт хор в оркестровой яме.

Новую музыку Хрущёвой критики называют подобием конструктора. Впрочем, и в целом «Путеводитель по балету»  - это некий конструктор. Из первой части во вторую ведёт за собой зрителей Король (Иван Ткаченко). То же можно сказать и о самом Чайковском (Сергей Мершин). В первой части мы видим его испытывающим творческие муки в работе над новым балетом. Но невесть откуда взявшийся Мальчик-с-пальчик, похоже, наводит Петра Ильича на мысль о сказках Шарля Перро. В результате на балу в «Спящей красавице» появляются и Кот в сапогах на пару с Белой кошечкой, и Красная шапочка с Серым волком, и Золушка, и Мальчик-с-пальчик с братьями, убегающие от Людоеда.

А в конце «Путеводителя» гениальный Чайковский смотрит на нас с огромного фото из-за декораций. Кажется, пермская премьера его не разочаровала. В городе с богатейшими балетными традициями родился прекрасный спектакль для семейного просмотра. Вот только бы сцена в прославленном театре была побольше...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах