В Перми завершился Дягилевский фестиваль. Ещё на его открытии глава региона Максим Решетников сказал, что на время его проведения Пермь становится культурной столицей.
Его слова вполне оправданы. Чем запомнилось зрителям прощание с фестивалем и ради какой премьеры в Пермь прилетал Роман Абрамович на личном самолёте, - читайте в материале «АиФ-Прикамье».
Мировая премьера
Мировая премьера трёх одноактных балетов Игоря Стравинского с участием Дианы Вишнёвой и Натальи Осиповой – так завершился Международный Дягилевский фестиваль-2017.
Балетный триптих создали три ведущих российских хореографа: Владимир Варнава поставил «Петрушку», Вячеслав Самодуров — «Поцелуй феи», Алексей Мирошниченко — «Жар-птицу». Роскошным подарком для счастливчиков, сумевших попасть в этот вечер в театр, стало участие в нём звёзд отечественного и мирового балета: прима-балерина Михайловского театра и Лондонского Королевского балета Наталья Осипова предстала в образе восхитительной Жар-птицы, а прима-балерина Мариинского театра и Американского театра балета Диана Вишнёва станцевала трогательного, ранимого Петрушку.
Музыкальный руководитель постановки и дирижёр – худрук Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис. Исполнивший в «Петрушке», к восторгу зрителей, ещё и эпизодическую, но яркую роль Создателя.
Судьба Петрушки
У каждого балета из этого триптиха своя хореографическая ценность, свой язык. К тому же в отношении именно этих балетов Стравинского давно не было слышно нового, молодого слова. А тут - трое самых обсуждаемых сегодня молодых хореографов! Тоже, межу прочим, дягилевский ход: собрать в один вечер нескольких лучших. Смотрите, вкушайте, сравнивайте!
Так, играючи о серьёзном, сделан и сам спектакль, получивший характеристику «исповедь/чёртова клоунада». В фокусе здесь две темы: противостояние творческой индивидуальности агрессивной толпе и свобода художника в контексте жизненного сценария.
По мнению хореографа, не имеет значения, кто танцует Петрушку: мужчина или женщина. Главное, чтобы у этого персонажа была судьба. Поэтому помимо «женской» версии, показанной на премьере, есть у спектакля Варнавы и «мужская».
Ретроспектива «Жар-птицы»
«Мой балет рождался отчасти в сквере Пермского оперного, - рассказывает художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров. – Кода двигаюсь, сочиняется лучше. Сейчас мне сильно не хватает этого сквера. Хотя слушать музыку из «Поцелуя феи» продолжаю – просто получая удовольствие.
Такое же удовольствие, думается, получили и танцовщики, работа с которыми, не скрывает постановщик, его очень вдохновляла. На премьере главные партии в «Поцелуе» исполнили звёзды пермской труппы: Инна Билаш - Фея, Никита Четвериков - Юноша.
Завершала вечер одноактных балетов «Жар-птица». Главный балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко в очередной раз удивил оригинальной идеей и её блестящим воплощением. Он провёл зрителей через стили главных хореографов XX - XXI веков в обратной хронологии: из современности мы возвращаемся к Михаилу Фокину, создателю первой хореографической версии «Жар-птицы» 1910 году Причём идея такой хрестоматии поддержана сценографией и костюмами в исполнении Альоны Пикаловой и Татьяны Ногиновой, которые основаны на знаковых символах тех эпох, в которые творили эти хореографы.