Примерное время чтения: 8 минут
450

«Люся танцевала на люках». Почему фильм «Сказительница» снят в Перми

Кадр из фильма.
Кадр из фильма. / Сергей Четверухин / Из личного архивa

Премьера полнометражного документального фильма  Сергея Четверухина «Сказительница» состоится в Перми 19 сентября. Героиня картины – актриса пермского Театра-Театра Людмила Прохоренко. Она окончила театральный институт в Новосибирске и приехала сюда в надежде на профессиональную реализацию. Но спустя год поняла, что разочарована как работой, так и городом. Неожиданно к Люсе начинают приходить странные сказки. Современные, пермские, они будто используют её в качестве проводника.

Как режиссёр, объехавший полстраны в поисках героини фильма, нашёл её именно в Перми? Какую роль в своей будущей картине он хочет предложить Теодору Курентзису? Почему любой фильм, снятый в городе, в итоге получается всегда про город? Об этом и многом другом накануне премьеры «Сказительницы» сценарист и режиссёр Сергей Четверухин рассказал perm.aif.ru.

Сергей Четверухин получил специальный диплом жюри IV Международного кинофестиваля Lendoc Film Festival (Санкт-Петербург) «За открытие интересного и современного героя».
Сергей Четверухин получил специальный диплом жюри IV Международного кинофестиваля Lendoc Film Festival (Санкт-Петербург) «За открытие интересного и современного героя». Фото: Из личного архивa/ Сергей Четвертухин

Герой нашего времени

Вера Шуваева, perm.aif.ru: Сергей, ваша новая картина уже получила специальный диплом жюри Lendoc Film Festival (Санкт-Петербург) «За открытие интересного и современного героя». Получается, Люся Прохоренко – герой нашего времени?

- Безусловно. Мы не можем изобретать героев. Герои такие, каких даёт нам время. Тут другой вопрос: каковы критерии понятия «герой»? Это тот, кто преобразует реальность, или тот, кто её отражает? Люся потрясающе отражает реальность, но со временем сможет и преобразовывать. А возможно, её отражения и есть уже преобразования.

 - Наверняка фильм начинался с какой-то идеи? Расскажите об этом.

- Возникла идея сделать кино о современной сказительнице. И я стал искать реального персонажа - девушку, которая сегодня сочиняет сказки.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма. Фото: Из личного архивa/ Сергей Четверухин

- Неважно какие?

- Важно. Сказки должны были меня заворожить. Объездил множество городов, везде спрашивал, смотрел, выискивал. Искал и в интернете, но никого не находил. А весной прошлого года встретил в Перми Люсю. Совершенно случайно. Она то ли прыгала, то ли танцевала около ЦУМа на канализационных люках, на крышке которых изображён медведь в Пермском зверином стиле, и нашёптывала какие-то заговоры-считалки. Подошёл к ней, спросил, чем она занимается. Ответила что-то, мне показалось: магическими ритуалами. Поинтересовался: «А сказки не пишешь?» – «Могу прочитать парочку».

- И вы сразу поняли, что это ваша героиня?

- Конечно. Для этого достаточно двух строчек. Сразу ли она согласилась на предложение сниматься? Нет. Пытаясь понять, что я действительно режиссёр, «гуглила» меня энергетически: смотрела в глаза, делала пассы руками. И какой-то голос из параллельной реальности, видимо, шепнул ей: он точно режиссёр.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма. Фото: Из личного архивa/ Сергей Четверухин

Была яркая вспышка

- Из родной Перми вы уехали давным-давно. Но через удивительную Люсю Прохоренко Пермь, так или иначе, вас притянула?

- Да! Это абсолютная магия. Потому что в какой-то момент я ведь решил для себя, что больше ноги моей здесь не будет. В середине 90-х, когда уезжал отсюда во второй раз (в первый меня увезли ребёнком, когда семья переехала в Москву, но в юности снова провёл тут года четыре), город был дико унылым, серым. То же и в течение всех десятых годов. Потом яркая впышка – культурная революция. Пермь стала звучать во всём мире. Сюда поехали мировые художники, театральные деятели, музыканты, культуртрегеры. К сожалению, пермская серость выдавливает талантливых, неординарных людей, яркие явления. Культурная революция была именно таким явлением.  

Гельман с Чиркуновым – гениальные ребята! Благодаря тому, что они сделали, Пермь стала звучать во всём мире. Сюда поехали мировые художники, театральные деятели, музыканты, культуртрегеры.

Много слышал о ней от друзей и знакомых. Сам не приезжал, увы. Ни разу не приехал даже на спектакль Курентзиса, хотя очень люблю его творчество. Кстати, хочу снимать его в следующем своём фильме.

- Фильм про Курентзиса тоже будет неигровой?

- Да, полнометражный документальный. Но он не про Курентзиса, а с его участием. Хочу предложить Теодору маленький эпизодик. Не раскрывая творческих замыслов, могу сказать только, что фильм вообще не про музыку. Он – про вечное: увядание, смерть, перерождение. И про силу простых бытовых ритуалов, которая всегда у них была, но мы об этом забыли.

- А планов снять игровой фильм у вас нет?

- Почему нет? В разработке сейчас 15 игровых, 25 документальных фильмов и 3 мультсериала. Однако учтите: чтобы реализовать в кинематограафе хотя бы два проекта в год, надо разрабатывать двадцать. Пропорция 1:10.

Гений места

- В одном из интервью с вами прочитала, что «Сказительницу» вы задумывали как жанровую историю, а «вышло снова кино про город». Имеется в виду ваш режиссёрский дебют - фильм «Дорогая Николь» про Одессу?

- На самом деле у меня нигде нет столько режиссуры, как в романах «Опен Эйр» и «Жы-Шы». Но в видеоформате – да, «Николь» была первым фильмом, который я полностью сам придумал, снял и смонтировал. Люблю аскетизм, работу малым составом. Там участвовали всего трое: герой (одесский художник Игорь Гусев), я и оператор. На показе в «Зелёном театре» одесситы аплодировали фильму стоя – это дорогого стоит.

- Хорошо, что успели снять его в 2019 году. Теперь уже не поехали бы, наверное, на Украину?

- Надо было бы – поехал. Игорь по-прежнему живёт в Одессе.  Притом что его выставки проходят в Париже, Вене, Лондоне и он мог бы жить где угодно. Но такие люди, как Гусев, не уедут никуда даже при ядерной бомбардировке.

Если же говорить о связи любого героя с каким-то местом (итальянцы называют это genius loci, или гений места), то глубокий фильм, снятый в городе, – он всегда в значительной степени про город. «Сказительница» получилась «про город», пожалуй, даже в большей степени, чем мне хотелось.

«Сказительница» получилась «про город», пожалуй, даже в большей степени, чем мне хотелось.

- Почему?

- Сказки Люси рождаются как бы «из города», из окружающей пермской атмосферы, среды. Она перерабатывает их, как трансформатор, и рассказывает опять-таки городу. Пермяки реагируют на них по-разному: кто-то принимает, кто-то – нет. Это нормально. Но вообще «Сказительница» – фильм полифоничный, многоуровневый. На каком-то уровне можно забыть и про Пермь, и про сказки. Это просто фильм об одиночестве. Когда микрокосмос человека не находит отклика.

Это просто фильм об одиночестве. Когда микрокосмос человека не находит отклика.

- В Перми идёт сейчас Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Ваша новая лента там представлена?

- Нет. Заявку на участие я отправлял, но в программу конкурса мой фильм не взяли. Не хочу ничего фантазировать на этот счёт. Если интересно, почему не взяли – спросите у организаторов. Хотя «Флаэртиана» - это, безусловно, одна из сегодняшних достопримечательностей Перми.

ДОСЬЕ
Сергей ЧЕТВЕРУХИН. Родился в Перми в 1977 г. Автор популярных романов «Опен Эйр», «Жы-Шы», «Ночной Консьерж». Автор сценариев фильмов «Тренер» (реж. Данила Козловский), «Смертельные иллюзии» (реж. Олег Асадулин). В 2020 г. в качестве сценариста, режиссёра и основного продюсера создал веб-сериал «Систер», который стал самым просматриваемым проектом на платформе Chill.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах