aif.ru counter
371

Малер, слёзы, сила слова. В Перми открылся Дягилевский фестиваль

Открытие впервые состоялось в ДК им. Солдатова

Теодор Курентзис на открытии Дягилевского фестиваля.
Теодор Курентзис на открытии Дягилевского фестиваля. © / Антон Завьялов / Пермский театр оперы и балета

«Не дайте Курентзису уехать!» - громкий женский голос из зала раздался, едва на сцену Дворца культуры им. Содатова с приветственным словом к Дягилевскому фестивалю вышел губернатор Пермского края Максим Решетников. Тот улыбнулся, поприветствовал фестиваль, отметив, что он ежегодно расширяется, выходит на новые площадки, совершает невозможное. А в заключение своего спича вернулся к прилетевшей с балкона реплике: «Я всего лишь третий губернатор за пермский период творчества Курентзиса. Сегодня моя роль – быть зрителем на этом замечательном концерте».

Магия цифр на фоне музыки

Дягилевский фестиваль, родившийся в Перми в 2003 году, проходит нынче в 13-й раз.

«13 - цифра нехорошая, но не хотелось бы, чтобы она оказалась фатальной, - говорит исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов. – Хотелось бы, напротив, обыграть её как-то юмористически».

И шутки, ироничный дружеский «пинг-понг» не заставили себя ждать. Ещё на пресс-конференции перед концертом открытия журналисты спросили: «Почему в ДК им. Солдатова так пахнет ладаном?» Курентзис парировал с улыбкой: «Везде, где Теодор, там пахнет ладаном». Тут же свой «пас» сделал и Борисов: «Наверное, этот запах не случаен, ведь театр для нас – храм».

Дягилевский фестиваль. Открытие.
Дягилевский фестиваль. Открытие. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Антон Завьялов

А буквально через час храм до краёв, до последнего ряда галёрки, наполнился музыкой. Фестивальный оркестр, состоящий из музыкантов musicAeterna и приглашённых исполнителей со всего мира, под управлением Теодора Курентзиса исполнил Девятую симфонию Малера.

«Это одно из самых важных сочинений позднего романтизма, - рассказывает Курентзис. - Чтобы понять эту музыку, надо прожить с ней очень долго: она идёт на том полюсе сознания человека, где смыкаются вечность и пустота. И играть её тоже очень непросто».

Известно, что Малер долго избегал написания симфонии под номером 9. Причиной тому – бытующий в музыкантской среде миф о «проклятии Девятой», которая в жизни композиторов становится последней. Так было с Бетховеном, Брукнером, Дворжаком… Пытаясь обойти «роковой» номер, Малер в своей «Песне о Земле», на самом деле разросшейся до симфонии, даже спустил это слово в подзаголовок. Но последовавшая затем Девятая симфония стала, увы, и для него последним завершённым сочинением.

Дягилевский фестиваль.
Дягилевский фестиваль. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Антон Завьялов

Симфония и стук машинок

Любовь к земле, страстное желание жить, наслаждаться природой – всё это слышалось и чувствовалось в музыке Малера, царившей в ДК им. Солдатова. Мир наивности и мир действий, увиденые как бы со стороны. Так смотрят на жизнь, когда сжигают корабли… И финал – всё более ясное ощущение смерти, которую надо отсрочить, оттянуть. Бесконечно прекрасная, множество раз повторяющаяся тема - предельно медленно, пианиссимо, а в последнем такте практически замирая.

Абсолютная темнота в зале, напряжённая тишина и… шквал аплодисментов. У многих на глазах выступили слёзы. Прав Курентзис, утверждающий, что искусство способно обновлять, очищать и вообще обладает уникальным лечебным эффектом.

Сидящий рядом с журналистом «АиФ-Прикамье» молодой мужчина тянет завистливо: «Хорошо вам, пермякам: такое исполнение можете слышать!» Он в Перми в командировке, специально подгадал её под начало Дягилевского фестиваля. Но со второго отделения концерта вынужден уйти - опоздывает на обратный поезд в Казань.

У печатных машинок своя партия.
У печатных машинок своя партия. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Антон Завьялов

Во втором отделении прозвучала пьеса современного композитора Малин Бонг (Швеция), название которой можно перевести на русский язык как «осколки отчаянного сопротивления». 20-минутное произведение поразило совершенно невероятными способами извлечения звуков и заинтриговало использованием … печатных машинок. По мнению самой Бонг, «сегодня каждый может выбрать свою печатную машинку и силой слова запустить волну общих действий для поддержки демократии».

Вот так в первый же день фестиваля переплелись классика и авангард. Родились восторги, обсуждения, потрясения. А сколько ещё впереди!



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?