Примерное время чтения: 5 минут
1716

Несказочная Шахерезада. Почему в новом пермском балете так мало танца?

«Шахерезада» Алексея Мирошниченко вдохновлена судьбой одной из самых поразительных женщин XX века – последней и единственной императрицы Ирана Фарах Пехлеви.
«Шахерезада» Алексея Мирошниченко вдохновлена судьбой одной из самых поразительных женщин XX века – последней и единственной императрицы Ирана Фарах Пехлеви. / Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета

Три вечера Пермский оперный потчевал зрителей громкой премьерой: главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко представлял свою версию балета «Шахерезада» на музыку знаменитой симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова.

В Пермь, на Вишнёву!

Главные партии в двух премьерных показах из трёх исполнили прима-балерина Мариинки и Американского театра балета Диана Вишнёва и её постоянный партнёр Марсело Гомес. Такие звёзды в Перми – огромное событие. И то, что на премьере присутствовали губернатор Прикамья Максим Решетников, министр культуры Вячеслав Торчинский и другие пермские чиновники, было само собой разумеющимся.

Но на «Шахерезаду» специально прилетел и миллиардер Роман Абрамович. В соцсети в тот же вечер появились фотографии, на которых запечатлены вместе Абрамович, Диана Вишнёва и Алексей Мирошниченко сразу после премьерного показа. Диана прямо в короне и костюме иранской императрицы, в роли которой она только что блистала на сцене.

Во втором отделении вечера давали уже ставший репертуарным одноактный балет «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского, тоже в хореографии Мирошниченко. Вишнёва смотрела его из зала, находясь в одной ложе с олигархом.

Кстати, два года назад, в мае 2017 года, Роман Абрамович уже был замечен в Перми на балетной премьере. Тогда, на закрытии Дягилевского фестиваля, балетоманов угощали сразу тремя новыми спектаклями: «Жар-птица», «Петрушка» и «Поцелуй феи». В первом танцевала Наталья Осипова, во втором – Диана Вишнёва.

Люди, которые имели всё, всё потеряли. Но при этом сохранили главное – свою любовь.
Люди, которые имели всё, всё потеряли. Но при этом сохранили главное – свою любовь. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

История любви

В традиционном представлении «Шахерезада» - это балет, основанный на сказках из «Тысячи и одной ночи». В версии Алексея Мирошниченко есть и Восток, и парадигма сказки, но сказки с абсолютно реальными чертами.

Его «Шахерезада» вдохновлена судьбой одной из самых поразительных женщин XX века – последней и единственной императрицы Ирана Фарах Пехлеви.

«Мы не занимаемся политикой, - поясняет Мирошниченко. - Наш спектакль о любви, стойкости, вере, самоотдаче. А пример Фарах Пехлеви стал эстетическим поводом рассказать языком хореографии историю, на самом деле похожую на сказку».

Рассказ этот восхищает глубиной, драматургической и режиссёрской выстроенностью, множеством мелких, тщательно продуманных деталей, стопроцентно попадающих в эпоху. Ну, собственно, как и во всех балетах Алексея Мирошниченко.

В неполные 50 минут ему удалось уложить 50 лет жизни Фарах. От первой встречи её, дочери обедневшего дворянина и студентки Парижской архитектурной школы, с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви, через их свадьбу, коронацию Фарах, грандиозные торжества по случаю 2500-летия Персидской империи в 1971 году, когда императорская чета пригласила в Персеполь весь мир, - до свержения монархии и бегства из страны.

Люди, которые имели всё, всё потеряли. Но при этом сохранили главное – свою любовь. «Я сыт потерями и обретеньем сыт. Со мной любовь моя, о чём ещё просить?» - такими словами персидского поэта Хафиза Ширази заканчивается либретто. И, по большому счёту, это самое важное, что заложено в пермской «Шахерезаде».

Что есть балет?

«Не могу сказать, что я играю в этом спектакле роль, - признаётся Диана Вишнёва. – Хочется в первую очередь соответствовать той исторической личности, которую я воплощаю. Тем более что Фарах Пехлеви благословила идею и либретто Алексея. И, даст бог, тоже увидит когда-то наш балет».

Наверняка, увидев его «вживую», Фарах останется довольна. Наверняка ей понравятся шикарные костюмы (работа Татьяны Ногиновой) и предметы иранского искусства, виртуозно вписанные в спектакль Альоной Пикаловой. И мизансцены, в которых каждый шаг, каждый поворот головы, каждый мимолётный взгляд – всё по-настоящему. И изумительные народные танцы. И завораживающий дуэт главных героев – нежный, чувственый, трепетный до мурашек.

Но почему-то думается, что этого единственного балетного диалога ей покажется недостаточно. Да, Диана Вишнёва и Марсело Гомес в прекрасной форме: лёгкие, пластичные, техничные. Глядя на них, веришь: перед тобой действительно супружеская чета, прожившая и пережившая вместе очень многое. Однако после спектакля многие зрители откровенно недоумевали: «А почему балета в балете так мало?» 

Правда, другие утверждали: «Звёзды сошлись: музыка, оркестр, хореография, исполнение, декорации, костюмы, погружение в историю и культуру Ирана. Всё вместе это и есть балет. Балет- это ведь не спорт и не цирк. Он про другое».

Идти не в ногу с коллегами, демонстрируя собственное, нестандартное видение, всегда сложно. В хорографии в том числе. Но кто-то же должен двигать её вперёд.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах