Примерное время чтения: 7 минут
410

Оммаж Дягилеву. В Перми начался балетный конкурс «Арабеск-2022»

Сюжет Неизвестный Дягилев
Юлию Репицыну на создание спектакля «Игры» на музыку Клода Дебюсси вдохновил одноимённый балет в постановке Вацлава Нижинского.
Юлию Репицыну на создание спектакля «Игры» на музыку Клода Дебюсси вдохновил одноимённый балет в постановке Вацлава Нижинского. / Гюнай Мусаева / Пермский театр оперы и балета

Премьерой вечера современной хореографии «Дягилев. Hommage», посвящённого 150-летию Сергея Дягилева, в Пермском театре оперы и балета 19 апреля открылся XVII конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск».

Праздник, который с нами

«Арабеск», уже более тридцати лет проходящий в Перми, многие балетоманы справедливо называют символом весны, весеннего обновления. Ведь балет – искусство юных, а сам этот конкурс – территория начинающих. Да и проходит он, исключая «Арабеск-2020» (который из-за пандемии пришлось перенести на осень), всегда весной.

На нынешний конкурс заявилось в начале февраля рекордное число участников: 245 человек из 17 стран. Но в итоге участвовать в основной программе будут лишь 56 человек, плюс в конкурсе современной хореографии – 90. Несколько зарубежных представителей всё-таки есть и нынче: по одному – от Франции, Греции и Турции, две артистки – из Японии. Россия представлена конкурсантами из 14 городов. И, разумеется, самая большая команда – пермская: только в основном конкурсе принимают участие 19 танцовщиков.

«Знаете, я подумал, что иногда это даже помогает, - сказал на церемонии открытия «Арабеска-2022» о невозможности приехать к нам всех, кто собирался, худрук и председатель жюри конкурса Владимир Васильев. - Потому что «Арабеск» задумывался именно для России. Он не был похож на международный конкурс, куда съезжаются сливки со всего мира, чтобы показать своё искусство. Мы делали его для России, для наших республик, чтобы дети, которые не могут попасть на главный конкурс, приезжали сюда. Было счастьем, что каждый раз у нас появлялись, выскакивали хотя бы одна-две новые звёздочки. Они получали признание здесь, в Перми, а дальше уже шли в разные театры и становились звёздами. И вот сейчас мы снова открываем им дорогу. У нас же очень много замечательных артистов».

Воплотили 100-летнюю идею

Не первый год на открытии «Арабеска» зрителей угощают мини-балетами, которые в рамках проекта Владимира Васильева «Мастерская» создают молодые российские хореографы. Был проект, посвящённый Николаю Гоголю, потом – Льву Толстому. Ну а в год 150-летнего юбилея Сергея Дягилева – великого импресарио, открывшего миру русский балет, создать в «Мастерской» хореографическое посвящение Сергею Павловичу сам Бог велел. Тем более в Перми, где прошли его детство и юность. Где он получил прекрасное семейное образование в музыкальном и театральном искусстве, любовь к которому пронёс через всю жизнь.

Художественный руководитель специального проекта «Дягилев. Hommage», режиссёр-постановщик и автор живописной проекции – неутомимый и по-прежнему молодой в свои 82 года Владимир Васильев. Хореографы-постановщики – лауреаты конкурса «Арабеск» разных лет Юлия Бачева (Санкт-Петербург), Александр Могилёв (Москва), Юлия Репицына (Челябинск) и Алексей Расторгуев (Пермь). Исполнители – артисты Пермского театра оперы и балета.

Четвёрка приглашённых хореографов по-новому интерпретировала произведения композиторов дягилевского круга. Выбрав музыку, либо созданную для «Русских сезонов», либо звучавшую в постановках дягилевской антрепризы.

Причём Юлия Бачева, поставившая «Сады Аранхуэса» на  «Испанскую рапсодию» Мориса Равеля, осуществила невоплощённую задумку Леонида Мясина, появившуюся у него более ста лет назад! Именно тогда, находясь в Испании, Дягилев просил своего хореографа создать балет об удивительной жизни там. Всё шло к этому, но балет так и остался на уровне проекта. Бачева же в музыке флейт, кастаньет, литавр и барабанов услышала настоящую историю. И рассказала на сцене Пермского оперного про волшебный сад, про его душу, про опасные колдовские чары для любого, кто осмелится эту душу пробудить.

Сады Аранхуэса.
Сады Аранхуэса. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Гюнай Мусаева

Кикимора – тоже женщина

«Я очень люблю Анатолия Лядова, - признаётся Александр Могилёв. - Мне кажется, что Лядов самый русский композитор. Это ощущение разливости во всём, русские напевы в каждом его произведении, глубина русской души… Главная героиня моей миниатюры – Кикимора. Но если у Лядова это персонаж с чертами, присущими вредным потусторонним силам, то в моей постановке в ней сидит вечное женское начало».

Кикиморе, блестяще исполненной Булган Рэнцэндорж, хочется быть красивой, всеми замеченной. И ей это определённо удаётся. Особенно в финале, когда в красных туфлях на шпильках Кикимора убеждает мир, что прежде всего она - женщина.

Кикимора.
Кикимора. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Гюнай Мусаева

Юлию Репицыну на создание спектакля «Игры» на музыку Клода Дебюсси вдохновил одноимённый балет в постановке Вацлава Нижинского. В её миниатюре нет ни тенниса, ни других видов спорта. Здесь игры – это лабиринт отношений трёх пар, переданный языком современной пластики.

А Алексей Расторгуев после предложения Васильева о выборе музыке сразу вспомнил о «Павильоне Армиды» Николая Черепнина.

«Мировой успех к этому балету пришёл в 1909 году, когда Дягилев показал его в Париже, - говорит Алексей Расторгуев. – Я сделал купюры в музыке Черепнина (в оригинале она звучит около часа, а наши спектакли не должны быть более двадцати минут) и немного поменял концепцию, изменив финал. Мой балет можно считать картиной, куда я красками вписал свою хореографию».

Павильон Армиды.
Павильон Армиды. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Гюнай Мусаева

Картина получилась очень выразительной, яркой, с доброй иронией. К тому же хореограф поучаствовал в ней и как артист – в роли Графини. Роль Графа, пребывающего в состоянии манящего сна, в котором он хотел бы остаться навеки, исполнил неподражаемый Александр Таранов.

Публика искупала всех участников «Мастерской» в долгих аплодисментах. А когда вышедший на сцену Владимир Васильев начал шутя дирижировать оркестром, «помогая» музыкальному руководителю проекта «Дягилев. Hommage» и дирижёру Владимиру Ткаченко, то казалось: овации не умолкнут никогда.

СПРАВКА
«Арабеск» — российский балетный конкурс, открытый для иностранных участников, впервые состоялся в Перми в 1988 году. За время существования конкурса в нём приняли участие более 1500 молодых артистов балета и хореографов, студентов и учащихся государственных и частных театров и учебных заведений России и других стран. Художественный руководитель конкурса и председатель жюри — народный артист СССР и РФ, лауреат премии Парижской академии танца «Лучший танцовщик мира», обладатель самых почётных наград не только России, но и Франции, Италии, США, Бразилии, Японии Владимир Васильев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах