Примерное время чтения: 6 минут
750

«Переодеваюсь в спектакле 9 раз». Диана Вишнёва о новой роли в Перми

Премьера прошла с успехом.
Премьера прошла с успехом. / Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета

3, 4 и 5 апреля главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко представляет свою версию балета «Шахерезада» на музыку симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова. В главных партиях в первые два вечера – мировые звёзды: прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва и её постоянный партнёр Марсело Гомес, с которым они много работали в Американском балетном театре и на других сценах мира.

Накануне премьеры, выкроив время между репетициями, артисты и постановщик дали интервью пермским журналистам.

Душа нации

Вера Шуваева «АиФ-Прикамье»: В основе пермской «Шахерезады» лежит реальная биография императрицы Ирана Фарах Пехлеви. С чем связан такой выбор?

Алексей Мирошниченко: Балет на эту музыку я мечтал поставить давно. И хотел, чтобы он был по мотивам биографии некоей выдающейся женщины. Вместе с моими постоянными соавторами, художниками Татьяной Ногиновой и Альоной Пикаловой, мы пересмотрели множество великих имён и остановили выбор на Фарах Пехлеви. Лучшей героини для «Шахерезады», мне кажется, невозможно представить. Удивительная судьба, похожая на сказку! Всё, что с ней связано, потрясающе красиво. Даже трагическая развязка, и та очень достойная, благородная, красивая. Фарах была и остаётся душой нации.

Диана Вишнёва: Это живая история. Обычно мы танцуем или аллегорию, или сакзку. А тут реальные события, которые по историческим меркам происходили совсем вот-вот. В советские времена у нашей страны были тесные отношения с Ираном, шах Ирана Мохаммед Реза и его жена Фарах приезжали в СССР. Поколение наших родителей наверняка помнит это. Но хочется, чтобы и молодое поколение окунулось в эту историю.

- А что помогло окунуться в неё лично вам?

Диана Вишнёва: Прежде всего меня невероятно заинтересовало предложение Алексея поучаствовать в таком проекте. Ты становишься не просто персонажем, а перевоплощаешься в живую личность! Для меня это большая редкость. Конечно, я углубилась потом в различные материалы по этой теме, много читала, смотрела. И по сей день проживаю и переживаю все эти события.

- Книгу Фарах Пехлеви «Моя жизнь с шахом» вы тоже читали?

Диана Вишнёва: Нет. По-моему, её нет на русском языке, а французским и английским, к сожалению, я не владею настолько. Но видела большое интервью с Фарах в полуторачасовом документальном фильме, где она очень подробно рассказывает о себе и своей жизни.

- Знает ли сама Фарах, что стала героиней балета, и какова её реакция?

Алексей Мирошниченко: Знает. Личной встречи у нас не было, но мы находимся с ней в переписке. Я посылал ей своё либретто. Не такое, как в программке – целый роман, со всеми подробностями, чтобы она максимально представила себе спектакль. Она очень тепло отреагировала, что было для нас самым главным. Хочу послать и видеозапись с премьеры. Но лучше, конечно, чтобы Фарах увидела это «живьём». Хотя ей уже 80, она ведёт активный образ жизни. И надеюсь, увидит нашу «Шахерезаду».

50 лет за 40 минут

- Почему на главные роли были выбраны именно Диана Вишнёва и Марсело Гомес?

Алексей Мирошниченко: Потому что Диана – это такая личность, на которую хочется ставить, на которую необходимо ставить. Однако желающих много, а Диана одна. Мы знаем друг друга ещё с Вагановского училища, постоянно наблюдаем друг за другом. Чтобы предложить ей балет, который бы её заинтересовал, надо очень хорошо поискать. Но кто ищет, тот найдёт.

Диана Вишнёва: Алексей предложил мне сделать «Шахерезаду» два года назад: «Давай на следующий сезон!» Но на следующий сезон я заберемененла. Он согласился подождать. Видимо, всё, что ни делается в жизни, к лучшему. А что касается партнёра, то в нашей профессии это не тот человек, который тебя просто держит. Партнёр – это человек, который с тобой в диалоге, который отвечает твоей ментальности, психологии. И, поскольку мы танцуем здесь императорскую чету, прожившую вместе всю жизнь, пережившую всё, что выпало на их долю, я сразу спросила Алексея, может ли моим партёром быть Марсело. Он ответил, что будет только счастлив и что это честь для пермского балета.

Алексей Мирошниченко: Марсело и Диана даже внешне похожи на своих героев. К тому же оба с восточными кровями: в её жилах течёт татарская, в его - бразильская.

На премьере.
На премьере. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

- Как шла работа над спектаклем? Не мешал ли опыт участия в классической «Шахерезаде»?

Диана Вишнёва: Да, всю свою карьеру я танцевала этот балет в постановке Фокина. И думала, что моё тело будет отзываться на то, что я уже делала раньше. Но ни одной секунды этого не было – до такой степени меня увлекла новая история.

Марсело Гомес: Работать было интересно. Моя партия достаточно сложная. Прежде всего потому, что велик масштаб личности, которую я воплощаю. Герои спектакля – люди, значение которых распространялось, наверное, на весь мир. Поэтому очень интересно, как Алексей Мирошниченко передаёт эту масштабность в своей версии балета, как он видит музыку.

Диана Вишнёва: Поражаюсь тому, как Алексею от сценария до проработки партитуры удалось уместить 50-летнюю историю в 40 минут!  Тут и грандиозные торжества по случаю 2500-летия Персидской империи в 1971 году, когда императорская чета пригласила в Персеполь весь мир, и свержение монархии, и изгнание из страны…У меня только 9 переодеваний в этом спектакле, представляете?!  Фарах действительно довелось пережить очень много: невероятную любовь, счастье, потерю страны, мужа, трагедию с детьми. Прикосновение к таким вещам, конечно, будоражит моё сознание. Очень жду премьеру. И считаю, что этот балет нужно показывать не только в Перми.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах