(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
191

«Мы можем делать шедевры». Павел Печёнкин – о пермском кинематографе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-Прикамье 21/08/2024
Известный режиссёр и продюсер уверен, что фильмы способны изменить жизнь человека.
Известный режиссёр и продюсер уверен, что фильмы способны изменить жизнь человека. Пермская синематека

Меньше чем через месяц в Перми откроется XXIV фестиваль документального кино «Флаэртиана». О становлении и развитии пермского кинематографа, о трудностях и радостях режиссёрской работы и о силе искусства «АиФ-Прикамье» рассказал президент фестиваля Павел Печёнкин.

Эпоха нового кино

Екатерина Горбунова, «АиФ-Прикамье»: Почему вы решили связать свою жизнь с кинематографом?

Павел Печёнкин: В детстве я не особенно задумывался о своём призвании. Помню, что какое-то время хотел быть космонавтом. После школы я поступил в Пермский политех. Учился с увлечением, получал повышенную стипендию. Поворотным в моей судьбе стал момент, когда на третьем курсе института я открыл для себя фильмы Андрея Тарковского. Его «Андрей Рублёв» и «Зеркало» перевернули всю мою жизнь. В фильме «Андрей Рублёв» ярко показан исторический контекст нашей страны. А фильм «Зеркало» явился для меня образцом визуальной поэзии. Я понял, что хочу заниматься кино. С 1985 по 1987 гг. я уже работал ассистентом режиссёра в редакции «Пермьтелефильма».

– В конце восьмидесятых годов вы создали в Перми киностудию «Новый курс». Как возникла эта идея?

– В те времена жизнь кардинально менялась. Советское документальное кино, которое было исключительно элементом пропаганды, ушло в прошлое. Пришла эпоха нового кино, объективно отражающего реальность. Интерес к документальным фильмам тогда был огромным. Помню гигантскую очередь в кинотеатр «Кристалл» на фильм режиссёра Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?» В то время съёмки финансировались государством, но жёсткая цензура была снята. Мы с единомышленниками очень хотели снимать кино. Но необходимое для этого оборудование стоило огромных денег, которых у нас не было. Для получения финансирования от государства мы создали киностудию «Новый курс». Она стала одной из первых независимых киностудий в СССР.

– В начале вашей режиссёрской деятельности вы сняли в Перми боевик «Любимчик». Расскажите о нём.

– В 1990 г. мы решили создать художественный фильм, деньги от проката которого должны были пойти на оснащение киностудии современным оборудованием. Так появился боевик «Любимчик».

Фильм посмотрели 5 млн зрителей по всей России. Мы заработали 2,5 млн руб. Однако, несмотря на огромный труд, вложенный в создание фильма, и его кассовый успех, мы фактически остались ни с чем в связи с гиперинфляцией. Но нужно было как-то зарабатывать на жизнь, и я продолжил снимать документальное кино.

– Какие фильмы вы создали в те времена?

– Я решил подать заявку на создание документального фильма в Свердловскую киностудию, где в то время работала мощная команда документалистов. Её одобрили. На выделенные средства был снят небольшой фильм о жизни моих родителей в деревне «Макарьев день». Затем вышел мой первый по-настоящему успешный фильм «Человек, который запряг идею». Его неоднократно показывали на федеральном телевидении. Он был удостоен множества наград. Также нам с режиссёром Сергеем Лепихиным удалось закончить фильм «Про Олю в неволе», съёмки которого были начаты в 1989 г., о последних неделях девушки перед освобождением из колонии. Фильм вышел в 1993 г. Эта работа удостоилась специального приза жюри на Международном кинофестивале в Локарно (в Швейцарии) за сценарий и режиссуру. Мы были поражены высокой оценкой наших фильмов за границей. До этого никто из нас и за рубежом-то не был. А тут нас начали приглашать в Европу, награждать ценными призами. Всё это в девяностые казалось чем-то невероятным. На съёмки следующего моего фильма «История Тюрина – художника и жертвы» деньги киностудии уже выделило Госкино.

«Нанук с Севера»

– Как возникла идея фестиваля «Флаэртиана»?

– Это произошло во время работы в Екатеринбурге. Менялась жизнь, изменился и подход к созданию документального кино. Наши фильмы, в отличие от советских документальных кинолент, не ставили своей целью формирование определённого общественного мнения. В новом документальном кино режиссёр с помощью так называемой привычной камеры наблюдает за героем в потоке его обыденной жизни, а позже, монтируя фильм, с использованием законов драматургии создаёт интересную историю. Мы заметили, что наиболее ярко эта идея была реализована в фильме американского кинорежиссёра Роберта Флаэрти «Нанук с Севера». Известный киновед, директор Московского дома кино Наум Клейман стал «крёстным отцом» «Флаэртианы», предложив назвать новый фестиваль именем создателя «Нанука с Севера».

– Какой была первая «Флаэртиана» в 1995 году?

– Она представляла собой некий семинар для режиссёров, который проводился на курорте «Усть-Качка» без зрителей. Приехали около 25 человек. Среди них – знаменитый режиссёр Элем Климов, известный критик Виктор Листов, председатель Госкино РФ Армен Медведев. Нам было приятно посмотреть кино друг друга, пообщаться. Провели несколько теоретических семинаров. В 1998 г. там же прошла вторая «Флаэртиана». С этого года в кинотеатре «Октябрь» все желающие могли посмотреть фильмы-участники фестиваля. Люди к тому времени уже «наелись» игровым голливудским кино, а к документальным фильмам интерес только зарождался. Сначала фестиваль проходил раз в два года, а с 2006 г. он стал ежегодным. Тогда губернатор Пермского края Олег Чиркунов выделил на фестиваль крупную сумму бюджетных средств, и мы провели полномасштабный международный фестиваль. При этом в конкурсной программе из двадцати участников было лишь 2-3 российских фильма. Но уже в 2007 г. помимо международного появились российский национальный конкурс «Российская Флаэртиана» и студенческий  «Вуз-Флаэртиана». Сейчас фестиваль поставляет в Пермь лучшее документальное кино. К нам приезжают знаменитые режиссёры и критики со всего мира.

Ментальная проблема

– В последние годы в Пермском крае становится всё больше социальных кинозалов. Расскажите о них.

– В 2010 году на одном из заседаний краевой общественной палаты я выступил с проектом создания социальных кинозалов в небольших населённых пунктах, чтобы у людей из глубинки была возможность бесплатно посмотреть и обсудить хорошее кино. Эта программа была одобрена, но долгое время реальных шагов в сторону её реализации не предпринималось. Я продолжал продвигать эту идею при всех министрах культуры, которые приходили к власти. В 2018 году проект поддержал Вячеслав Торчинский. С этого времени в Прикамье ежегодно появляются новые социальные кинозалы. Кино становится местом встречи односельчан. Обсуждая фильмы, зрители учатся слушать друг друга, аргументировать свою точку зрению. К 1 сентября в Пермском крае будет уже открыт 181 социальный кинозал. В этом году кино смогут посмотреть ещё около 600 тысяч жителей небольших сёл и деревень. С появлением социальных кинозалов люди начинают меняться. Некоторые даже пробуют сами создавать фильмы. Например, снимать кино об истории своих сёл, порой открывая для себя поразительные вещи. Так, жители одной из деревень, проводя съёмки, узнали, что рядом с ними живёт одинокая бабушка, которую эвакуировали из Ленинграда во времена войны... 

– В чём миссия кино?

– Кино – это способ обмена эмоциональной информацией между людьми. Способ ответа на какие-то вопросы, которые постоянно возникают в человеке, как пузыри во время дождя. Рождаясь, человек не знает, кто он и для чего он живёт. Это понимание формирует культура. А кинематограф – это более экономичное (с точки зрения времени) выражение искусства. Нужно потратить гораздо больше времени, чтобы прочесть книгу, чем посмотреть снятый по ней фильм. Кино сочетает драматургию, актёрскую игру, операторское мастерство, музыку. Оно способствует просвещению людей. Человек слаб. Если его не учить, он не сможет понять даже элементарных вещей.

– Как вы оцениваете современную индустрию кино в Пермском крае?

– Кино в Перми пользуется всё большей популярностью. И это, в том числе, и наша заслуга. Однако, считаю, что лучшие художественные фильмы, по крайней мере, в нашей стране, созданы в прошлом веке. Ни одна современная картина не может сравниться с блестящей плеядой фильмов тех времён. Очень многое ещё предстоит сделать для того, чтобы игровое кино в России достигло уровня шедевров 60-70 годов XX века. Это проблема ментальная. Сознание людей сильно деформировано пришедшим в нашу страну во времена перестройки голливудским кино, которое захватывает внимание зрителя, используя его неосознанные чувства и эмоции, основанные прежде всего на основных инстинктах: самосохранения, продолжения рода и т. д. Что касается документального кино, Пермь уже стала одним из его признанных центров. У нас есть талантливые режиссёры, способные создавать шедевры.

– В вашей семье кто-то ещё занимается кино?

– Нет. Я один такой чудак.

– Что вы делаете в свободное время?

– Смотрю кино. Я член жюри огромного количества конкурсов, фестивалей. Вся мой жизнь – кино. С утра до вечера. Ничем другим заниматься мне не хочется.

Досье
Павел Печёнкин. Родился в 1956 г. в Горнозаводском районе Пермской области. В 1978 г. окончил Пермский политехнический институт. В 1989 г. создал в Перми киностудию «Новый курс». Основатель и президент Международного кинофестиваля «Флаэртиана». Художественный руководитель ГКБУК «Пермская синематека». Член Союза кинематографистов России. Академик общественной российской киноакадемии «Ника». Лауреат кинопремии «Золотой орёл». Лауреат Строгановской премии. Режиссёр, продюсер.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах