aif.ru counter
580

Рифмы над городом. Борис Эренбург: «Поэзия подчиняется ритму»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Прикамье 12/08/2014
Ольга Семенова / АиФ

В этом году Пермь лишилась российского поэтического фестиваля «СловоНова». И обрела новый – под названием «Компрос». Борис ЭРЕНБУРГ, один из кураторов нового фестиваля, рассказал «АиФ-Прикамье» о судьбе поэтической Перми. 

Стихи на «Компросе»

«АиФ-Прикамье», Ольга Семенова: – Отразилось ли завершение «пермской культурной революции» на поэтической жизни?

Досье
Борис Эренбург родился на Алтае. Переехал в Пермь в возрасте 7 лет. Учился в ПГУ на физическом и филологическом факультетах. В начале двухтысячных начал заниматься издательским делом. Автор книги «Пермский звериный стиль».

Борис Эренбург: – Во время «культурной революции» в Перми было много событий. Пермяки, особенно молодые, увидели столичных деятелей искусства, звезд поэзии, новые стандарты проведения фестивалей. Они получили определенную планку, новый опыт. Конечно, сейчас краевая столица лишилась такого масштаба событий. Но, с другой стороны, жители поняли, что пора что-то делать самим, в том числе – стимулировать литературный, поэтический процесс. И сейчас они пытаются это сделать. 

– Фестиваль «Компрос» – одна из таких попыток? Насколько вообще поэзия востребована сейчас?

Б.Э.: – В Перми появилось целое поколение молодых поэтов. Причем в нашу эпоху, когда ценятся деньги и карьера. А поэзия, как известно, не приносит ни того, ни другого. Но люди пишут, читают, собираются в кафе, устраивают поэтические слэмы. В Перми никогда не было такого. 

Новая волна авторов впервые открыто заявила о себе на поэтическом фестивале «Компрос». Он проходит впервые и, в отличие от «СловаНова», ориентируется в основном на местных поэтов. И делится на два этапа – летний и осенний. Первый был в июне. На мероприятии под названием «Корабль поэтов» мы пригласили всех желающих на теплоход, где юные дарования читали свои стихи. В итоге мы открыли много интересных лиц. И выбрали тех, кто примет участие в основной части фестиваля, в ноябре. 

Сейчас есть поэтическая газета, которую придумал поэт Антон Бахарев, и литературный журнал. И если когда-то мы собирали стихи для публикаций по крохам, то сейчас – очередь из тех, кто хотел бы напечататься. 

– А кто эти молодые поэты?

Б.Э.: – Есть очень интересный автор Владимир Бекмеметьев. Мы открыли его еще на фестивале «Биармия» в прошлом году. Он пермяк, учится на философско-социологическом факультете ПГНИУ. Поэзия у него совершенно необычная и очень интересная. Еще одно открытие – Сергей Галиулин. Интересный поэт Михаил Куимов.

Идет волна

– Откуда появилась эта новая волна? И почему сейчас?

Б.Э.: – Для меня это загадка. Возможно, отчасти повлияла «культурная революция». Хотя молодых поэтов сейчас много не только в Перми, но и в других городах России. Идет какой-то общий возврат к поэзии. Видимо, за эти 10 лет многие люди разочаровались в чем-то. Может быть, в каких-то способах карьеры, в экономической и политической реальности. И поэзия стала актуальна. 

– У нас в городе есть старая гвардия поэтов, уже состоявшихся, и есть только появившиеся на горизонте. Но ведь есть и молодые, но уже успешные поэты. Как это все живет вместе?

Б.Э.: – Как я уже сказал, у меня нет ответа на вопрос, с какой периодичностью появляются поколения поэтов в Перми. Есть времена, когда происходят провалы в этой форме литературы. Это может продолжаться десятилетиями. А случается и так, что в один год появляется много новых поэтов. На моей памяти это случалось не раз. 

Если говорить о взрослом, уже сложившемся поколении, то это Виталий Кальпиди, Владислав Дрожащих, Юрий Асланьян. Эти авторы родились в конце 50-х – начале 60-х. Фактически это люди одного поколения. После был перерыв. Потом появилась группа тоже примерно одного возраста – Юрий Куроптев, Павел Чечеткин, Антон Колобянин, люди из группы «Одекал». У них были свои чтения, они выпускали книги. Потом опять перерыв, после которого появилась команда, ориентированная на поэтическое объединение «Сибирский тракт». К ней в той или иной степени можно отнести Андрея Пермякова, Антона Бахарева, Ивана Козлова. Потом снова маленький перерыв, и сейчас – новая группа совсем молодых поэтов. 

Поэзия, как и сам стих, рождается подобными всплесками, волнами, подчиняется определенному ритму.

Поэтам нужна публика

– Изменилась ли тематика стихов, рифма, авторы? 

Б.Э.: – Мне кажется, что стало меньше эстрадно-политической лирики. Многие уже пишут не в рифму, а верлибром. Стало больше стихов на тему собственной жизни, личного мира. Меньше глобальных тем. Характерно, кстати, что поэзию фактически перестала интересовать политика. Все меньше стихов «на случай», на последние известия. 

Изменился и образ поэта. В советское время это были отшельники. Сейчас из-за новых средств коммуникаций им нужно непрерывно слушать отзывы. Они привыкли ловить комментарии и лайки. Им надо читать и видеть публику. У них появилась потребность в слушателе далеком, неизвестном, который может сказать что-то неожиданное, обругать или похвалить по-новому. 

– А где у нас начинающие поэты могут поделиться своим творчеством? 

Б.Э.: – Пермяки собираются читать стихи в кафе и барах, как когда-то во времена Серебряного века. Обмениваются стихами и отзывами в Интернете. Есть и поэтические студии: «Альбатрос», «Тропа». 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах