Примерное время чтения: 9 минут
204

Набить культурный код. Как в Прикамье сохраняют редкое ремесло

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Прикамье 03/04/2024
Набойка сочетает в себе материальную культуру и традиции.
Набойка сочетает в себе материальную культуру и традиции. / Анна Назарова / Из личного архивa

Большинство из нас покупает всё необходимое в торговых центрах или на маркетплейсах. Это быстро и просто. Дефицита нет. Значит, нет и необходимости собственноручно шить одежду, мастерить мебель или предметы декора для дома. Однако и сегодня есть среди пермяков люди, которые бережно хранят традиции предков, заключённые в том или ином ремесле.

Почему это важно? Как привить интерес к таким занятиям детям? Об этом рассказала научный сотрудник архитектурно-этнографического музея «Хохловка» Пермского краеведческого музея, народный мастер Пермского края Анна Назарова. Много лет она занимается набойкой – декорированием текстиля.

Мечтала стать воспитателем

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Вы заинтересовались традиционными ремеслами ещё в детстве?

Анна Назарова: Я почти всё время проводила с мамой и бабушкой. У нас в семье всегда была традиция по вечерам заниматься рукоделием. Мама у меня вот уже 35 лет работает воспитателем в детском саду и умеет практически всё. Она из тех, кто с минимумом ресурсов может сделать что-то новое и интересное. И когда ты видишь, как близкие тебе люди систематически занимаются вязанием, шитьём или другим рукоделием, а потом ещё и применяют изделия, к примеру, для украшения дома, сам втягиваешься в такую работу.

– Кем вы мечтали стать в юности?

– Воспитателем, как мама, которой я всегда восхищалась. Но время было непростое. Профессия педагога не считалась престижной. Зарабатывали они немного. Мама не очень хотела, чтобы я стала воспитателем, и отправила меня учиться на экономической факультет. Она видела за этим образованием перспективу. Я получила дипломы с отличием по специальностям «коммерция», «экономика управления на предприятии» и «маркетинг». После университета я вышла замуж и ушла в декрет, во время которого стала активным участником клуба исторической реконструкции «Уральские белки». Он занимается воссозданием эпохи Средневековья. В результате работать по специальности я не пошла. Как раз в тот момент в Перми была культурная революция, проводились фестивали «Белые ночи», «Живая Пермь», в которых участвовал клуб. Со временем появилась потребность во время исторических реконструкций одеваться не в обычные стилизованные костюмы, а в те, которые транслировали бы историческую подлинность. Стремление узнать больше о них подтолкнуло нас к изучению культуры наших предков, ремёсел. В процессе работы клуба мы регулярно общались с сотрудниками архитектурно-этнографического музея «Хохловка» и Пермского краеведческого музея. Туда нас приглашали для участия в мероприятиях. Так я начала работать в музее, позже окончила университет по специальности «история».

Фото: АиФ/ Виктор Михалев

Волшебный процесс

– Как вы занялись набойкой?

– Набойка – это способ декорирования текстиля с помощью печатающих форм – штампов (ещё их называли манерами). Раньше этим способом пользовались в основном представители среднего класса. Зажиточные люди могли позволить себе более дорогие материи с вытканным рисунком, вышивкой. Фабричных тканей в массовом обиходе у нас не было довольно долго. А с помощью штампов можно было быстро нанести рисунок на большую поверхность. Ведь, к примеру, для пошива сарафана нужно 6-8 м ткани шириной 50-60 см. Это большой объём. Чтобы создать соответствующие историческим костюмы, мы с единомышленниками изучали различные орнаменты, а потом решили открыть при клубе исторической реконструкции мастерскую по изготовлению штампов из дерева для набойки. Разница была в том, что мы делали их из более твёрдой и, значит, долговечной древесины, а не более мягких пород (берёзы, ели, липы), как было в старину. Освоить ремесло нам помогали народные мастера Пермского края, специалисты Пермского дома народного творчества «Губерния», Пермского краеведческого музея.

Фото: Из личного архивa/ Анна Назарова

– О чём говорят орнаменты на одежде наших предков?

– В 2016 г. мы участвовали в конкурсе «Возрождение исторической памяти» с проектом «Набивное искусство земли пермской». В его рамках объехали большинство музеев нашего края, чтобы познакомиться со штампами и местными орнаментами на одежде, которые часто представляют собой какой-либо небольшой, часто повторяющийся элемент. На севере края – в Чердыни – встречаются очень интересные тематические штампы. На одном из них – рисунок охотника с добычей в руках и собакой. Примечательно, что лоскут с таким же изображением есть в Метрополитен-музее (Нью-Йорк). А во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (Москва) хранится штамп с аналогичным оттиском. То есть мы понимаем, что раньше мастера посещали ярмарки, смотрели на чужие работы и могли скопировать понравившийся сюжет. Когда мы изучали вопрос, нам встретились воспоминания внучки красильщика из Очёрского округа, которая рассказывала, что в 1930-е годы этим ремеслом ещё занимались в Прикамье. Её дед и отец красили ткани.

Фото: Из личного архивa/ Анна Назарова

– Что вы использовали в качестве красителя?

– Из современных материалов на краски, которые применяли в старину, больше всего похожи масляные. Если мы говорим про более позднее время, когда наблюдался пик популярности набойки, то тогда применялось резервное крашение. Представьте, что вы написали что-то на пасхальном яйце воском, а потом поместили его в отвар из луковой шелухи. Через какое-то время вы достаёте яйцо. Под воском скорлупа остаётся естественного цвета. При резервном окрашивании действует тот же принцип. Когда вы в музее видите синий сарафан с белым или жёлтым рисунком, то на самом деле этого рисунка там нет – окрашено всё, кроме этих участков. Доски для набойки обычно делали размером 15х15 см, чтобы было удобно держать в руке. На них наносили резервный состав, который назывался вапа. При попадании на ткань он высыхал, образуя корочку. Затем материя опускалась в чан с красителем индиго. Всё, что было белым, становилось синим. А там, где была нанесена вапа (её потом выполаскивали), оставалась ткань изначального цвета. Со стороны кажется, что всё просто. Но процесс этот достаточно сложный. В набойке есть несколько, скажем, волшебных процессов. Вапа содержит купорос. Поэтому рисунок на белой ткани изначально зелёного цвета. Когда вы достаёте материю из чана после окрашивания, она не синяя, а светло-зелёная. Прямо на глазах происходит процесс окисления: ткань темнеет. Когда вживую видишь эту магию, сказка становится реальностью.

В набойке есть несколько, скажем, волшебных процессов. Вапа содержит купорос. Поэтому рисунок на белой ткани изначально зелёного цвета. Когда вы достаёте материю из чана после окрашивания, она не синяя, а светло-зелёная. Прямо на глазах происходит процесс окисления: ткань темнеет. Когда вживую видишь эту магию, сказка становится реальностью.
Есть и другой способ набивки, когда на штампы наносят стойкую масляную краску и делают оттиск. Штампы раньше также называли манерами. Выражение «какие у вас манеры?» в одной из интерпретации означает «какой у вас рисунок на одежде?» Набойка сочетает в себе материальную культуру и традиции. Первую составляющую мы можем продемонстрировать в музее с помощью экспонатов. Но традиции без человека – живого носителя – показать невозможно. Поэтому важно, чтобы ремесло передавалось от человека к человеку.

Фото: Из личного архивa/ Анна Назарова

Главное – пример

– Почему важно сохранять традиции?

– Это наш культурный код. В условиях глобализации люди становятся одинаковыми. У нас богатейшая культура. Её изучение с возможностью прикоснуться к нашему наследию в материальной форме позволяет понять, кто мы, почему мы такие.

– Как родителям оторвать детей от гаджетов и погрузить в какое-то ремесло?

– Своим примером. Моей дочке сейчас 12 лет, она учится в классе инженерно-технической направленности и при этом ткёт. Я никогда не заставляла её этим заниматься, не просила. Дочь просто видела, как я это делаю (так же, как в детстве наблюдала я) и стала тянуться к этому занятию.

– Чем вы занимаетесь в свободное время? Есть хобби, домашние животные? 

– Времени на хобби практически нет. А домашние животные всех сотрудников «Хохловки» – это питомцы, которых бросили дачники. Они оставляют кошек, собак. Таким образом у меня появился полностью чёрный кот. Дочь назвала его Сириус. Безумно ласковый и добрый кот.

– Какие у вас основные цели на ближайшее будущее?

– Сейчас мы активно занимаемся созданием новой выставки про набойку. Она будет называться «Всяк на свой манер» и откроется в конце весны – начале лета в новой усадьбе в «Хохловке». Ещё одна цель – выполнить обещание, которое я дала своей семье: взять отпуск осенью и целиком посвятить себя домочадцам.

Досье
Анна Назарова. Родилась в Перми. Окончила школу № 12, затем – Пермский торгово-технологический колледж, филиал МГУТУ им. К. Г. Разумовского, в 2021 г. – магистратуру ПГНИУ. В 2007 г. вступила в клуб исторической реконструкции «Уральские белки». В 2014 г. познакомилась с техникой набойки. В 2019 г. получила почётное звание народного мастера Пермского края и начала работать в Пермском краеведческом музее. Замужем, воспитывает дочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах