Примерное время чтения: 9 минут
303

По главной улице с оркестром. Военный дирижёр – о судьбе духовой музыки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Прикамье 04/05/2022
Военный дирижёр – не только музыкант, но и командир.
Военный дирижёр – не только музыкант, но и командир. Из личного архива

Полковник Евгений Тверетинов много лет руководит  оркестром, без которого немыслимы городские парады. А карьера его началась ещё в детстве: будучи школьником, он взял в руки музыкальный инструмент – и судьба его была предрешена.

Художественный руководитель Пермского губернского оркестра рассказывает о том, что значит для него День Победы, зачем бойцу музыка, а дирижёру – тактика и стратегия войны.

С противогазом и трубой

Наталья Стерледева, «АиФ-Прикамье»: Вы окончили Суворовское училище. Как случилось, что стали музыкантом?

Евгений Тверетинов: Окончил я не просто военное училище, а музыкальное. К своей профессии пришёл уже в девять лет, когда взял в руки баян. А в 11 лет мне предложили  поступить в Суворовское военно-музыкальное училище в Москве – специализированное заведение, которое готовило музыкантов для нашей армии. Такие предложения поступали не каждому. На курс брали 35 человек со всего СССР. Мне судьба улыбнулась – я был зачислен. Проучился там семь лет.

– У вас была строевая подготовка?

– Конечно, мы ведь открывали военные парады 7 ноября на Красной площади. Готовиться начинали в сентябре и заканчивали в ноябре, перед парадом. Строевая подготовка была на высшем уровне – ноги курсантов взлетали выше головы. Участие в кремлёвских парадах было сверхпрестижно. Я приехал из маленького города в Крыму – Керчи. И тут – Москва. Мне говорили: будешь хорошо ходить строевым шагом – возьмём тебя в парадный расчёт, станешь открывать парад на Красной площади. У меня, 11-летнего мальчишки, просто голова кругом шла от такой перспективы. Так хотелось быть достойным этой великой чести, и я старался изо всех сил. В итоге на моём счету семь парадов на Красной площади.

Мне говорили: будешь хорошо ходить строевым шагом – возьмём тебя в парадный расчёт, станешь открывать парад на Красной площади. У меня, 11-летнего мальчишки, просто голова кругом шла от такой перспективы.

Когда я учился в консерватории на военно-дирижёрском факультете, люди, далёкие от нашей профессии, спрашивали, зачем вам тактика, полевые занятия? Ведь мы выезжали летом в лагеря: в одной руке держишь духовой инструмент, в другой – автомат, а за спиной – противогаз. Пробежишь три километра, полдня копаешь траншею. А потом берёшь инструмент и идёшь играть. Музыкой наше обучение не ограничивалось. Были и военные предметы. Нам говорили: какие же вы военные дирижёры, если разбираетесь только в музыке? И учили  нас армейским премудростям. Мы должны были знать их сами и обучать бойцов. Должность военного дирижёра  – это прежде всего должность командира, а потом уже руководителя оркестра.

Пермский губернский военный оркестр.
Пермский губернский военный оркестр. Фото: Из личного архива/ Евгений Тверетинов

Солёная нота

– Зачем военным музыка?

– В военном училище я отбирал ребят в курсантские хоры. И порой люди были очень далёкие от музыки – прошу спеть ноту соль, а у них она ассоциируется с солью, которую добавляют в суп. Так вот, могу сказать: музыка для любого, даже очень далёкого от неё бойца очень важна. Она открывает мир искусства, поднимает боевой дух, помогает видеть жизнь во всех красках.

Однажды я приехал на Дальний Восток посмотреть порт Находка. Стою на берегу моря в гражданском костюме. И вдруг ко мне подходят два молодых человека: «Здравия желаю, товарищ капитан». Я оборачиваюсь и спрашиваю: «Кто вы такие?» А они: «Выпускники  Пермского ВАТУ. Вы занимались с нами музыкой – мы пели в вашем хоре». Оказывается, бойцы запомнили наши уроки. Значит, зацепила их в своё время музыка. Воздействие искусства очень сильное. Когда на учениях мы играли концертные программы, то наблюдали настоящее перерождение зрительного зала. Люди выходили после концерта, как после оздоровительного курса. 

Когда на учениях мы играли концертные программы, то наблюдали настоящее перерождение зрительного зала. Люди выходили после концерта, как после оздоровительного курса

– Как вы стали руководителем Пермского губернского оркестра?

– После Суворовского училища в 1972 году поступил на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории им. П. И. Чайковского и окончил её в 1977 году в звании лейтенанта. Тогда меня и направили по распределению в Пермское ВАТУ. Приехал в Пермь (было это 45 лет назад) и возглавил этот оркестр. Сейчас он называется Пермский губернский, а тогда  был военный оркестр Пермского военного авиационно-технического училища. В ВАТУ я прослужил с оркестром 22 года. Когда училище закрыли, сократили и творческий коллектив.  Помог тогда губернатор Пермской области Геннадий Игумнов. Оркестр сохранили под знамёнами пожарного управления ГУВД Пермской области. Переход был трудным – отбор в ГУВД был очень тщательным, оформляли людей по полгода. Но нам удалось сохранить весь оркестр. А теперь мы сугубо гражданский коллектив. Наш учредитель – Министерство культуры Пермского края.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

– И все 45 лет вы выступаете на парадах к Дню Победы?

– Нет. Поначалу парады проводились только 7 ноября. Традицию устраивать их на 9 Мая восстановили позже.  Раньше в  мае на Октябрьской площади  проходили только  парады-смотры духовых оркестров, которые оценивало жюри. В них участвовали до 60 оркестров Прикамья  – детские, заводские, сельские, оркестры учебных заведений, предприятий. К сожалению, от этого богатства уже ничего не осталось. В крае кроме нас есть ещё четыре военных оркестра и два детских.

– На военном параде 9 Мая в этом году вы тоже выступите?

– В этот раз военный парад будет сопровождать сводный военный оркестр, в который войдут оркестры Росгвардии, Министерства обороны  и МЧС.  Мы же будем сопровождать торжественное возложение цветов к памятнику Уральскому добровольческому танковому корпусу, дадим большой концерт на эспланаде после окончания парада.

Семь винтовок и пулемёт

– С чем у вас связан День Победы?

–  Родился я в 1954 году в Крыму. Все мои соседи и родственники были участниками военных действий, в Крыму были очень жестокие сражения. У нас с друзьями был целый арсенал для игр в войнушку – семь винтовок и ручной пулемёт Дегтярёва. Мы играли настоящим оружием. А День Победы  в Керчи проходил так: к центральному обелиску, который располагался на высокой горе Митридат, приезжали со всей страны родственники  тех, кто погиб в Крыму. Подняться на гору было настоящим священнодействием. Идёшь по склону – и всюду компании: грузины в национальных костюмах накрыли поляну с бочонком вина, поют грузинские песни, а  рядом – жители другого региона СССР. Под впечатлением от этих торжеств прошло моё детство. 9 Мая – святой праздник. Сейчас, пожалуй, только военные не потеряли ориентир, что такое история и что такое Победа.

Мы должны открывать средствами музыки души и сердца слушателей. Сегодня воспитательная работа, связанная с этим праздником, довольно формальная. Наверное, разговоров могло бы быть меньше, а влияния на чувства и сознание – больше.

– Меняется ли со временем ваш репертуар?

– Конечно. У нас есть классические номера к Дню Победы – «Смуглянка», «Катюша» и пр. Но стараемся находить и новые песни. Недавно нашёл проникновенную песню «Довоюй, родной», которую исполняла Людмила Гурченко. Александр Маршал написал новую песню про Победу. Включим их в репертуар.

У нас есть и классика, и военная музыка, и эстрадная, и рок, и современная музыка из кинофильмов (саундтрек к фильму «Пираты Карибского моря»), и джазовые мелодии. Есть также национальные программы – еврейская, азербайджанская, музыка Азии и Востока и пр.  

– Кто сегодня выступает в оркестре?

– Наш коллектив обновился и омолодился. Сегодня лишь 30 % музыкантов – старая гвардия. Это люди, которые работают в коллективе 30-35 лет.  Остальные – молодёжь. Сейчас с жанром духовой музыки в стране всё не очень благополучно. Самодеятельных оркестров, которые подобно ручейкам пополняли реку профессионального искусства, не стало. Раньше детей в кружки духовой музыки в клубах и дворцах культуры манила возможность играть на государственных праздниках, парадах, митингах. Теперь дети такую музыку почти не слышат. Тех же, кто хотел бы учиться играть на духовых инструментах, часто останавливает высокая цена инструментов.  К тому же уходят из жизни руководители оркестров, которые могли чему-то научить детей. И сегодня все учебные заведения испытывают кризис этого жанра – даже в консерваториях набрать полноценный курс по всем духовым музыкальным инструментам не удаётся. Таких музыкантов просто нет. К этому шли десятилетиями. И вот сегодня остались у разбитого корыта. Да, есть единицы  юных музыкантов, которые выбрали этот непростой путь в искусстве. Это потрясающие парни и девочки, прекрасная смена старшему поколению, которые достойно займут наши места.

Досье
Евгений Тверетинов. Родился в 1954 г. Окончил Суворовское военно-музыкальное училище в Москве по классу трубы, Московскую государственную консерваторию по специальности «дирижер». Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства. Главный дирижер Международного фестиваля военной и духовой музыки Musikрarade в 2011-2013 гг.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах