В феврале и марте прикамское село Кын-Завод и его живописные окрестности превратились в большую киноплощадку: здесь снимали фильм «Подельники».
По словам продюсера картины Ольги Ерофеевой, сначала увидели в Интернете знаменитую фотографию 1912 года Сергея Прокудина-Горского «Кыновский завод графа С. А. Строганова». Команда фильма (а это совместный проект START и компании «Первое Кино») приехала в Кын-Завод и сразу же решила, что снимать будут здесь. Хотя первоначально среди возможных локаций также рассматривали места в Вологодской, Тверской и Нижегородской областях.
«Подельники» – это дебют Евгения Григорьева в игровом кино в качестве режиссёра. Он хорошо известен зрителям по документальным лентам (среди них «Про рок» и «Хенд Мейд»). Сюжет кинокартины основан на реальных событиях. Это история о десятилетнем деревенском мальчике Илье, у которого убивают отца. Преступник (его играет Павел Деревянко, который признался, что давно мечтал о роли злодея) остаётся безнаказанным, но всех окружающих такое положение дел не беспокоит, кроме ребёнка, который устраивает настоящую охоту за убийцей папы. Для этого Илья заручился поддержкой приехавшего в их деревню нового учителя физкультуры (играет Юра Борисов) с женой (Елизавета Янковская).
«У меня классные артисты»
Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Евгений, фильм основан на реальных событиях. Какие жизненные факты подтолкнули написать сценарий?
Евгений Григорьев: Не расскажу.
– Почему?
– Этот фильм я снимаю не потому, что он основан на реальных событиях. А потому, что многие молодые люди попадают в сложные жизненные ситуации, из которых не выбраться в одиночку. И это кино про то, как мы можем помочь друг другу выбраться из таких, казалось бы, тупиковых историй.
– Для вас это дебют в художественном кино в качестве режиссёра. Есть ли какие-то отличия в съёмках, если сравнивать с документалистикой?
– Конечно. Когда ты работаешь на площадке неигрового кино, то представляешь собой антенну, которая ловит весь мир. И ты стараешься не деформировать действительность. Тебя словно нет. Ты муха на стене, светильник, торшер. Ты даже не человек. И при этом приёмник, который постоянно анализирует. На протяжении 10-16 часов в сутки. Это сильно утомляет. В игровом кино всё наоборот: ты смотришь только в экран монитора. И должен управлять всем процессом. Это совсем иной опыт. Тоже травматичный. Но в этом есть своё удовольствие. Прежде всего – это артисты. Я в игровое кино пришёл только потому, что у меня классные артисты, с которыми очень интересно работать. Это глубокие люди, которые выполняют сложнейшую работу. И я им за это очень благодарен. Думаю, больше в игровом кино и делать нечего – только общаться с артистами в профессиональном плане.
– По жанру это будет триллер?
– Как получится. Это же авторское кино. У меня нет задачи сделать боевик, трагедию или ещё что-то. Моя задача – создать такую картину, чтобы вы, выходя из кинозала, могли сначала помолчать, а потом поговорить друг с другом и обсудить фильм. Главное ведь происходит не на съёмочной площадке, не в монтажной комнате, не за письменным столом, когда пишешь сценарий. Самое важное случается в кинозале. Если в процессе просмотра фильма со зрителем что-то случилось, если он пришёл от себя обычного к себе новому, значит, мы все работали не зря. Если же ничего не произошло, то мы зря делали свою работу. Очень надеюсь, что всё-таки не зря старались. И выжили в этих аномальных морозах.
Трудности забудутся, а кадры останутся
– Действительно, с погодой вам не повезло. Морозы сильно повлияли на съёмочный процесс?
– Временами это был какой-то ужас. Мы часто снимали не на те объективы, которые хотели, а использовали те, которые просто не замёрзли. Пару раз приезжали снимать сцены на реку (Чусовую. – Авт.), а там -38 °С и сильный ветер. В итоге температура ощущается как -47 °С. Актёрам нужно стрелять и передвигаться на лыжах. Но лыжи не скользят, винтовка не стреляет, пальцы примерзают к стволу.
Перед тем как отправиться сюда в экспедицию, мы собрали статистику по погоде за последние 15 лет в Пермском крае. Хотели приступить к съёмкам в самом конце холодов. Думали, будет -20 °С. Когда начали съёмки, здесь было +3 °С. А через два дня ударили морозы -27 °С. И потом всё холоднее и холоднее. Выдохнули мы уже под занавес съёмок, когда морозы отступили. У нас много обмороженных в группе, у одних носы «слезли», у других пальцы опухли.
– Не пожалели, что решили здесь снимать?
– Ни в коем случае. Оглянитесь и посмотрите вокруг: как можно об этом пожалеть? Конечно же, нет. Все трудности забудутся через месяц после окончания съёмок. А кадры, которые мы здесь «добыли», останутся навсегда! Если бы заранее знал, что будет также тяжело и холодно, то всё равно бы не отменил экспедицию. Только больше бы тёплой одежды купил и иначе выстроил календарно-постановочный план съёмок.
Кстати, мы сейчас с вами разговариваем на съёмочной площадке, а в соседней избе картина уже монтируется. Мы построили здесь монтажный цех. И два режиссёра каждый день вдумчиво монтируют всё, что мы снимаем. Если что-то не получилось, сразу же переснимаем. Да, пришлось работать в сложных погодных условиях. Но все, кто нас здесь принимает, стараются помочь. И местные жители к нам относятся довольно дружелюбно. Мы им отвечаем взаимностью. Что смогли, то сделали для деревни. Убрали сгоревший дом, вечера проводили. Приехали сюда не как саранча: стараемся бережно относиться к этому удивительному месту.
Это будет интересная история
– Продюсер фильма Ольга Ерофеева говорит, что мальчишки, которых вы здесь нашли для главных ролей, при желании могут стать большими артистами. Вы довольны тем, как ребята исполняют свои роли?
– Да. Мы сразу понимали, что главного героя надо будет искать на месте. Долго не могли никого подобрать. Как-то раз пришли ужинать в кафе в Лысьве. И я увидел в углу парня, сидящего с мамой. Внутри что-то ёкнуло. Говорю вслух: «Возможно, это он». Слышу в ответ: «Тогда иди, знакомься». Так мы нашли и потом утвердили Ярослава Могильникова. А в посёлке Кын наши скауты нашли Илью Овчинникова. Долго мучились, кто из парней кого будет играть. В результате ансамбль сложился таким образом: Илья играет хулигана Палю, а Ярик – главного героя, у которого убили отца. И мальчик делает так, чтобы все озаботились тем, что убийца ходит с ними по одним улицам.
– Главные роли в фильме исполняют известные актёры Павел Деревянко, Юра Борисов, Елизавета Янковская. Какие-то сложности возникают при работе с такими звёздами?
– Никаких. Они мои ближайшие соратники. И мы все стараемся, чтобы у них в кадре всё получилось. Они делают историю такой, чтобы зрители смеялись, плакали, узнавали себя. Юра, Лиза, Паша – прекрасные артисты. У нас вообще хороший актёрский ансамбль подобрался. Актёры так замечательно рассказывают эту историю, что я убеждён – вам будет интересно её посмотреть.
– Добираться сюда далеко и нелегко. Ещё и нереальные морозы. Артисты не роптали?
– Мне кажется, они мечтали о съёмках в таком месте. Сколько можно сидеть в павильоне в Москве?! Или сниматься там, где уже сотни раз снимали.
- Где лучше смотреть «Подельники»?
- Конечно же, это история для кинотеатров. Те общие планы, которые мы здесь сняли, лучше смотреть в кинотеатрах. Вообще считаю, что для фильмов неслучайно придумали кинозал. По очень простой физиологической причине: экран должен быть больше человека. Кино – это луч света, который освещает вам дорогу из-за спины. А телевизор – это поток электронов, который бьёт тебе в грудную клетку. Поэтому фильмы лучше смотреть в кинотеатрах. И второй важный момент: когда мы в кинотеатре смотрим вместе фильм, мы становимся сообществом, согражданами. Мы вместе переживаем эмоциональный опыт, учимся воспринимать экранный текст и понимать киноязык. Я сам предпочитаю смотреть фильмы в кинотеатре. А одиноко, без зрителей, смотреть сериалы дома под одеялом мне не по душе. Кинотеатр, как и театр, это не просто место, где мы смотрим. Здесь мы показываем себя, становимся иными.