Примерное время чтения: 8 минут
847

Праздник в эпоху ковида. В Перми завершился «Арабеск-2020»

Среди лауреатов XVI Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой – восемь пермяков.

Рулят Япония и Кыргызстан

Самый долгожданный, самый необычный, самый волнительный за всю 30-летнюю историю проведения «Арабеск» стал историей. В понедельник вечером в Пермском театре оперы и балета наградили лауреатов и дипломантов этого конкурса, состоявшегося вопреки коварному ковиду. А после награждения прошёл гала-концерт победителей. В зале находились только участники «Арабеска» и члены жюри. Но благодаря прямой трансляции (очередное спасибо театру!) его смогли увидеть все желающие в любой точке мира.

Гран-при конкурса, вручавшийся за тридцать лет лишь трижды (в 1992 г. его получил японец Морихиро Ивата, в 2010 г – Джун Ён Дже из Кореи, в 2012 г – ещё один кореец Кимин Ким), опять остался почивать в сейфе. Не вручили в этом году и приз Екатерины Максимовой – Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса». Хотя дуэт из Челябинского театра оперы и балета - японка Лири Вакабаяси и киргиз Кубаныч Шамакеев – с первого тура выглядел безусловным лидером на фоне остальных пар. Очевидно, жюри смутило то, что остальных нынче было всего три пары.

И всё же именно Лири с Кубанычем стали истинными героями «Арабеска-2020». Он получил не только первую премию среди мужчин, но и приз Георгия Зорича «За чистоту техники и артистичность исполнения». Она – вторую премию среди женщин. А поскольку первую женскую премию жюри не присудило никому, то в своей номинации Вакабаяси тоже оказалась лучшей. Кроме того, эта пара получила и премию жюри прессы.

Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев. Номер современной хореографии «Наедине»
Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев. Номер современной хореографии «Наедине» Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

«Ребята профессиональные, с хорошими данными, - говорит театровед и балетный критик, член жюри прессы Виолетта Майниеце. – У мальчика просто потрясающие, зависающие прыжки. Девочка точёная, в целом отрепетированная, сделанная. Они могут танцевать, конечно, не только в Челябинске».

Наконец, в конкурсе современной хореографии первое место опять же у них. Победу принесло прекрасное исполнение номера «Наедине», созданного по мотивам новеллы японского писателя Юкио Мисимы «Патриотизм, или Церемония любви и смерти». За постановку этого чувственного, завораживающего мини-спектакля хореограф Юлия Репицына (Челябинск) удостоилась сразу нескольких наград: первой премии среди балетмейстеров, диплома жюри прессы и премии Союза театральных деятелей России.

Пермяки не подвели

Пермские конкурсанты выступали на «Арабеске» большой командой. До финала дощли шесть человек. И все шестеро стали лауреатами. Виктория Снигур и Диана Товтын разделили вторую премию среди девушек (участниц младшей группы в возрасте от 13 до 17 лет), а Дарья Чугунова и Ульяна Мокшева - третью в той же номинации. Все они, кроме Ульяны, ещё учатся в Пермском хореографическом училище. Уля окончила его нынче и работает с этого сезона в балетной труппе Пермского оперного.

Поддержали девушек и их партнёры – Марат Сафин, партнёр Вики Снигур, и Расмус Алгрен, выступавший в паре с Ульяной Мокшевой. У каждого из них по «половинке» третьей премии среди мужчин. Правда, финн Алгрен, окончивший Академию Русского балета им. Вагановой в Петербурге, выступал на конкурсе за Финляндию. Но работает-то он сейчас в Пермском театре оперы и балета. Так что, как ни крути, наш он, пермский!

Виктория Снигур и Марат Сафин. Па-де-де Сванильды и Франца из балета «Коппелия».
Виктория Снигур и Марат Сафин. Па-де-де Сванильды и Франца из балета «Коппелия». Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Ещё два пермяка стали лауреатами в конкурсе современной хореографии. Это Данил и Максим Паршаковы, прошедшие в своё время школу «Танц-класса» во Дворце детского и юношеского творчества. Сегодня Данил – солист этого эстрадно-спортивного ансамбля, а Максим – артист dance-company «Бойцовский клуб Евгения Панфилова». На «Арабеске» они с блеском исполнили оригинальный, требующий отличной физической подготовки, юмора и артистизма номер «Гагара – птица северная» в постановке Алексея Расторгуева. И заслуженно получили третью премию.

Кроме того, на счету пермской команды несколько дипломов и специальных призов. Диплом «Исполнителю современной хореографии, не участвующему в конкурсе» вручили Алексею Колбину (за номер «Голос матери» в хореографии Марины Кремнёвой). Приз им. Мариуса Петипа «За чистоту и академизм классического танца» получил Расмус Алгрен (он разделил его с обладательницей третьей женской премии москвичкой Александрой Криса). Приз Галины Рагозиной «Самой юной финалистке конкурса» достался Диане Товтын. А приз зрительских симпатий – Ульяне Мокшевой.

Ульяна Мокшева и Расмус Алгрен. Па-де-де Медоры и Раба из балета «Корсар»
Ульяна Мокшева и Расмус Алгрен. Па-де-де Медоры и Раба из балета «Корсар» Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

«В связи с закрытием границ и ограничениями из-за распространения коронавируса большинство участников не смогли нынче приехать, - сказал на закрытии «Арабеска» его художественный руководитель, народный артист СССР Владимир Васильев. – Поэтому количество звёздочек и открытий, которыми всегда славился наш конкурс, на этот раз значительно меньше. И всё же я считаю нынешний конкурс не просто успешным, а историческим событием в развитии русского классического танца. Он показал, что даже самые страшные события не могут разрушить крепкий фундамент, построенный на традициях русской школы и стремлении к её развитию и совершенствованию.

Самое ценное для меня: я видел, как от тура к туру растут наши исполнители. Любой конкурс важен прежде всего тем, что даёт возможность артистам увидеть друг друга, научиться тому, чему раньше, возможно, они не придавали значения. Убеждён, что, вернувшись домой и с этого конкурса, они станут хоть немножечко лучше и крепче. И что этот конкурс станет для них незабываемым».

Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев. Па-де-де Китри и Базиля из балета «Дон Кихот».
Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев. Па-де-де Китри и Базиля из балета «Дон Кихот». Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах