Примерное время чтения: 10 минут
402

В поисках того, что станет классикой. В Перми пройдёт фестиваль «РемПуть»

Арт-директор фестиваля - Владимир Гурфинкель.
Арт-директор фестиваля - Владимир Гурфинкель. / Владимир Гурфинкель / Из личного архива

Этой осенью Пермь ждет театральный фестиваль нового формата: в ноябре Завод Шпагина превратится в локацию для сайт-специфик театра, а город станет местом притяжения режиссеров, продюсеров, руководителей театров, а главное – любителей театрального искусства в широком смысле слова. Почему актуальность театра растет, как коронавирус изменил спрос на общение и что такое фестиваль «РемПуть» - мы задали несколько вопросов арт-директору фестиваля Владимиру Гурфинкелю.

Потребность в переменах

- Что такое фестиваль «РемПуть»?

- В искусстве есть два изначальных подхода: с одной стороны, мы хотим удостовериться в чем-то прекрасном, что мы очень любим и к чему привыкли, а с другой - хотим чего-то совсем иного, нового. И это рождает борьбу. Одни говорят: пожалуйста, не надо ничего экспериментального, мы знаем, что такое «хорошо». А часть людей, чаще всего молодых, отвечает: нет, нам так не надо, чем будем жить мы, и какие открытия сделаем мы? Эта потребность в переменах в искусстве всегда имеет связь со временем: каждая эпоха приносит что-то совершенно новое - выразительные средства, цели, формы, виды искусства. Потому фестиваль «РемПуть» – это попытка предположить то, что сегодня имеет некие ростки, завтра станет часто наблюдаемым, а послезавтра – классикой.

Мы рискнули взять на себя такую первооткрывательскую роль и собрали тех кураторов, которые наблюдают за новым в искусстве России и мира, происходящим сегодня. И этих людей - страстных поклонников дня завтрашнего - объединили потребностью собрать такие спектакли. Но не остановились на этом.

Мы создаем фестиваль, который объединяет две задачи: с одной стороны, мы покажем то, что считаем днем завтрашним; а с другой попросим тех кураторов, творцов, режиссеров, художников, балетмейстеров, которые заняты этими современными направлениями, создать вместе с пермскими творцами эскизные работы. Так мы надеемся кроме пяти основных спектаклей-хэдлайнеров создать еще пять, которые при необходимости смогут продолжить свою жизнь на Заводе Шпагина.

Фото: Из личного архива/ Кирилл Мушак и Дарья Пешехонова

- Почему именно театр? Чем актуален язык театра сегодня?

- Театр – самый быстрый из сценических искусств. Театр мгновенно реагирует на изменения вкусов, на жизнь общества, на социальные, художественные и стилистические проблемы, которые поднимаются вокруг.

Мне кажется, актуальность театра растет как никогда: чем меньше мы доверяем СМИ, тем больше мы верим театру. Потому что театр напрямую (если он подлинный) общается со зрителем. Общение напрямую все более становится дефицитом, и за последние несколько месяцев жизни в интернете мы видим, до какой степени («спасибо пандемии») люди соскучились по сиюминутным живым проявлениям живого человека. Живой – значит незашоренный, не закрытый от времени и дня сегодняшнего. Вызовы времени столь явственны, что театр способен своим личным взаимодействием со зрителем пробиться через чувства к интеллекту.

Сегодня искусство интеллектуальной беседы ушло в прошлое, а стилистика разговоров продиктована ток-шоу, в которых люди не слышат друг друга, а навязывают свое мнение через ругань и крик. А театр способен прислушаться к человеку, напомнить человеку, что он – человек, что у него есть главная задача, которую он должен в этой жизни реализовать. И прелесть воздействия театрального искусства на человека состоит в том, что театр воздействует через чувства к разуму. А чувствам мы верим значительно больше, чем нашей голове.

Построенный на обмане, театр остается самым честным из средств человеческого общения.

Арт-директор фестиваля - Владимир Гурфинкель.
Арт-директор фестиваля - Владимир Гурфинкель. Фото: Из личного архива/ Владимир Гурфинкель

- Программа будет иметь пять направлений, почему именно эти форматы и чем они интересны?

- Назвать – это значит уже каким-то образом определить и поставить рамки. Мы сознательно ушли от искусствоведческой терминологии, и назвали все нарочито примитивно: театр, где сидят; театр, где ходят; театр, где поют; театр, где танцуют; театр, где нет актеров. И сделали это для того, чтобы иметь возможность не отказать себе во всем новом и прекрасном, что мы обнаружили во время подготовки к фестивалю.

Мы ищем выдающиеся художественные произведения, где есть новый взгляд, и не ставим границ. Границы определяются только двумя вещами: это должно быть очень новое и очень талантливое. Хотя обе эти границы невероятно спорные. Всегда найдут люди, которые скажут: неужели это новое? Неужели это талантливо?

Всеволод Эмильевич Мейерхольд сказал: если спектакль подлинный, он должен на двое расколоть зрительный зал. Мы не привозим то, что однозначно для всех будет хорошо. Там, где можно изначально поставить знак качества – не формат нашего фестиваля, поскольку мы ищем не то, что уже сегодня утвердилось, получило множество наград и является однозначно высоким для большинства, а то, что еще, может быть, стоит на хлипких ногах, но в чем есть гигантская перспектива. Поэтому у нас очень широкие рамки, рамки формального свойства.

Арт-директор фестиваля - Владимир Гурфинкель.
Арт-директор фестиваля - Владимир Гурфинкель. Фото: Из личного архива/ Владимир Гурфинкель

- Нужна ли подготовка зрителю, который придет на «РемПуть»?

- ДА! В современном искусстве очень важна очень серьезная подготовка - внутренняя. У меня нет в этом отношении теории, но лично я сам себе говорю: я ничего не знаю, я ничего не понимаю, я ничего не видел, передо мной люди совершенно другого поколения и мировоззрения – господи, я хочу их услышать и понять, помоги!

Единственная подготовка, которая нужна – избежать в своей голове высокомерной фразы «я знаю, как нужно». Нет: я ничего не знаю, ничего не понимаю, я готов к новым открытиям. Важно не настаивать на своем языке, не говорить, как должно быть, ведь в искусстве нет понятия, как надо.

По какой причине великие и прорывные произведения мировой культуры так сложно приходят к зрителям? Почему мир так болезненно страдает собственным консерватизмом? В городе Дягилева невольно вспоминается удивительная история «Весны священной», которая была освистана публикой, а через короткое время великим шедевром вошла в историю мировой культуры.

Фото: Из личного архива/ Кирилл Мушак и Дарья Пешехонова

- На фестивале будет образовательная программа. Кому и чем она будет интересна?

- Поскольку мы соберем на фестивале большое количество самодостаточных и интересных людей, нам бы хотелось, чтобы они имели возможность не только реализовываться через спектакли, но и проводить мастер-классы, экспериментальные действия, чтобы у них была возможность высказываться.

Мне кажется естественным, когда фестиваль озабочен новым в искусстве, он еще и обязательно размышляет об этом новом. Как бы пробует осмыслить путь. Фестиваль – открытая структура, для того чтобы он развивался, формат общения просто необходим.

В Перми много студентов творческих профессий, а в творческом сообществе – много людей интересных и интересующихся. И город славится тем, что в мире называется «просвещенный зритель», потому что уровень образованности и информированности зрителей в Перми настолько велик, что это потрясает. Вспоминая гостей Дягилевского фестиваля, фестиваля «Пространство режиссуры» и диалоги после спектаклей, прекрасно понимаешь, что счастье Перми – в зрителе, который воспитан за последние 15 лет. Ведь это зритель, жаждущий диалога о завтрашнем дне.

Фото: Из личного архива/ Кирилл Мушак и Дарья Пешехонова

- Фестиваль пройдет на Заводе Шпагина. В чём задача места, и есть ли у него какая-то задача?

- Нам хочется, чтобы это не было абсолютно привозной историей, и идея театральных спектаклей вне театральных пространств нашла на Заводе Шпагина свою реализацию. Это такая площадка для пермского будущего. Чтобы во время фестиваля творцы нашли здесь гений места, прочувствовали его и создавали именно в этих пространствах. Чтобы это пространство было не крышей для идей, а творцом идей. Чтобы люди понимали, где это происходит – в каком городе, почему это происходит на заводе, какова история этого места, как она соотнесена с историей города и страны.

Огромные возможности есть у понятия соотношения искусства с конкретным пространством – сайт специфик. Возможность создавать произведение «сейчас и здесь» -  это тоже часть той правды, по которой очень тоскует мир.

Завод Шпагина для этого – замечательный повод, который может стать причиной, если мы этого добьёмся. Здесь есть сложная и тонкая художественная задача. Чтобы пространство стало неким художественным кластером, нужны мощные художественные толчки. Мы попробуем сделать так, чтобы этот фестиваль был толчком именно для этой функции.

Всероссийский фестиваль site-specific театра «РемПуть» пройдет с 1 по 4 ноября в социокультурном пространстве «Завод Шпагина». Программа и билеты на сайте фестиваля

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах