Знаменитая «Травиата» Верди в постановке Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса появилась на пермской сцене в 2016 г. и принесла нашему оперному театру три «Золотые маски». Лауреатом «Маски» в том числе стала исполнительница заглавной партии Надежда Павлова.
Спустя шесть лет примадонна Пермской оперы вновь споёт «Травиату» в Перми. Но уже в концертной версии и под управлением главного дирижёра театра Миграна Агаджаняна. Она выйдет на сцену 17 сентября, а 18-го в роли Виолетты Валери зрители услышат солистку «Геликон-оперы» Лидию Светозарову.
Накануне премьеры Надежда Павлова встретилась с пермскими любителями музыки в рамках программы «Лаборатория современного зрителя». Подробности – в материале perm.aif.ru.
Дорогой деликатес
Это была не просто встреча с оперной дивой. Обаятельная, искренняя собеседница, Надежда подарила своим поклонникам полтора часа настоящего счастья.
«Я давно не пела «Травиату». С новыми партнёрами, с новым дирижёром, с новыми ощущениями – всё как в первый раз, - поделилась она. – Мигран в отличие от Теодора совсем другой дирижёр. Он певец, и это вносит иные краски. Но мы уже отработали с ним спектакль. Я почувствовала его как дирижёра, он меня – как певицу. Надеюсь, всё получится».
При этом Павлова призналась, что полноценные спектакли ей ближе, чем концертное исполнение опер. Концертное исполнение, по её словам, намного сложнее. Тут у артиста нет расстояния оркестровой ямы, он ближе к зрителю. И все его эмоции, как и все ошибки, более выпуклы. В спектакле же, ещё находясь в кресле гримёра, уже начинаешь входить в образ.
Виолетту Валери она пела в Петрозаводске, Риге, Минске, Москве, Перми. Одна и та же история, но обстоятельства, мизансцены, рисунок поведения – разные. Уилсоновская «Травиата», принёсшая ей мировую славу, разумеется, на особом счету.
«Я очень благодарна тому, что дала мне эта работа. Это поворотный момент в моей судьбе. Но я не живу воспоминаниями, иду дальше. Произошло уже огромное количество новых интересных событий, - говорит Надежда. - Хотя, разбирая клатчи, с которыми хожу на вечеринки, нет-нет да и обнаруживаю в них записки, которые писал тогда Боб Уилсон. Нашла даже его послание Курентзису! Когда нам с Теодором будет лет по восемьдесят – подарю ему».
Разбирая клатчи, с которыми хожу на вечеринки, нет-нет да и обнаруживаю в них записки, которые писал тогда Боб Уилсон. Нашла даже его послание Курентзису! Когда нам с Теодором будет лет по восемьдесят – подарю ему
А насчёт того, что эта гениальная постановка была показана всего с десяток раз, включая показы в Европе, она заметила:
«Жаль, конечно. С другой стороны, это был настоящий эксклюзив. Дорогой деликатес, который таким и остался в памяти всех, кто его видел».
От Кастеллуччи до Богомолова
Одним из главных событий последнего времени стала для Павловой роль Донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса. Премьерой этого грандиозного спектакля открылась оперная программа Зальцбургского фестиваля-2021.
«Ромео – гений! - восхищается Надежда. – Нетипичный итальянец, очень закрытый. Но, находясь рядом с ним, чувствуешь его стержень. Обычно режиссёры требуют от артистов какого-то состояния. А он, будучи художником, рисует свою картину. Артист для него – краска, точнее - даже мазок. На репетициях он переделывал что-то до последнего момента. С Теодором они прекрасно понимали друг друга».
Тандем Кастеллуччи-Курентзис открывал оперную программу Зальцбургского фестиваля и в этом году. И вновь взыскательная европейская публика аплодировала солистке Пермской оперы Надежде Павловой: в мистерии De Temporum Fine Comoedia («Комедия на конец времён») Орфа она исполняла роль предводительницы разъярённых Сивилл.
Посчастливилось нашей приме поработать также со звёздными российскими режиссёрами: Дмитрием Черняковым, Кириллом Серебренниковым, Константином Богомоловым. И вот как она оценивает, в частности, «Кармен» Богомолова (в этом спектакле Павлова поёт Микаэлу), поставленную в Перми и вызвавшую нешуточный скандал:
«Костя очень интересный человек. На репетициях его можно слушать бесконечно. У него великолепное чувство юмора, потрясающий интеллект. Но мне кажется, что оперу он не любит. Постоянно относился к нам с какой-то иронией. Назвать его «Кармен» оперным спектаклем не могу. Скорее это драматический спектакль с музыкальными включениями. Но почему бы нет, почему не попробовать и такое? Я всегда открыта экспериментам. И потом, это моя работа. Как артистка я обязана любую ерунду сделать убедительной».
В Большом чаще, чем в Перми
В новом сезоне Надежду ждут очередные премьеры за границей: «Похищение из сераля» в Баварской опере и «Травиата» в Цюрихе.
«Очень рада цюрихскому контракту, - не скрывает она. - Правда, из-за нынешних проблем не совсем понятно, что будет с нашими визами. Дай бог, чтобы всё получилось. А что касается Констанцы из «Похищения», то когда-то я пела её арию на концерте. Давно хотела спеть эту партию целиком. Но, скажу честно, мне страшно ехать в Германию с немецким текстом. Немецкий язык я не учила, работа предстоит колоссальная. Значит, впереди ещё один эксперимент!»
Востребована Павлова и в Москве. Неоднократно выступала в МАМТ им. Станиславского. В Большом театре занята в четырёх спектаклях: «Садко», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Травиата». Говорит, что готова к новым предложениям Большого. Но при этом с грустью добавляет:
«В Большом театре я пою больше и чаще, чем в своём, пермском. Не знаю, почему так происходит, но сегодня ситуация именно такова. О каких спектаклях в пермской афише мечтаю? О «Риголетто», о «Сказках Гофмана». Хочется радовать пермяков чаще. Они это заслуживают».
То, что пермские зрители – народ заинтересованный и благодарный, подтверждали и вопросы на творческой встрече, и аплодисменты, и цветы. Кстати, один из букетов Надежде вручила девушка со словами: «Сердечный привет вам из Петрозаводска!» Павлова, окончившая Петрозаводскую консерваторию и начинавшая карьеру в местном Музыкальном театре, ахнула от неожиданности.
Оказалось, что эта девушка тоже жила раньше в Петрозаводске, но её жизнь и опера абсолютно не пересекались. И только переехав недавно в Пермь, она поняла, что это такое. Услышала в «Лючии ди Ламмермур» летящий, сверкающий голос Надежды Павловой, увидела выразительную драматическую игру – и, по её собственному признанию, пропала. Сейчас ждёт каждое выступление своей любимицы и благодарна судьбе за эмоции, которые она дарит.