Примерное время чтения: 9 минут
1975

Гладко было на бумаге. Чего больше в аутсорсинге - плюсов или минусов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Прикамье 29/03/2016
Мария Куцина / АиФ

История аутсорсинга (с англ. - заимствование внешних ресурсов. - Авт.) в России начинается в непростые 90-е. Тогда предприятия, чтобы выжить, избавлялись от непрофильных активов, как избавляются от балласта тонущие корабли. А поскольку первоначальной задачей бизнеса было экономическое и физическое выживание, то это породило и первые аутсорсинговые компании в виде ЧОПов. Популярен стал и аутсорсинг в бухгалтерии. В Прикамье эта система развивается уже много лет, однако вокруг неё продолжают ломать копья.

Победное шествие

Бум аутсорсинга в Пермском крае начался в 2009 г. по инициативе Олега Чиркунова, тогдашнего губернатора (сегодня аутсорсинг так и называют - детище Чиркунова. - Авт.). Экс-глава региона стремился отдать частным компаниям максимальное количество работ, которые не являлись профильными для учреждений. Уже в начале 2011 г. школам, больницам, детским садам и другим государственным учреждениям различные услуги оказывали более 200 предприятий.

На аутсорсинг передавались транспорт, уборка и обслуживание зданий, питание, бухгалтерское и юридическое сопровождение и т. п. Руководители предприятий, сокращая рабочие места уборщиц, бухгалтеров, электриков, сантехников, в большинстве случаев признавали, что экономический эффект от аутсорсинга или незначительный, или вообще нулевой. 

– Конечно, руководители аутсорсинг принимали в штыки, - говорит Павел ФОКИН, министр социального развития Пермского края. - Не было заинтересованности в обслуживании большего количества клиентов, так как сметное финансирование ориентировано было не на потребителя, а на содержание сети учреждений. Не было конкурентной борьбы за клиента. Независимо от объёма и качества оказываемых услуг финансирование госучреждений оказывалось в необходимом объёме. Эту систему нужно было менять. На рынок передали весь объём нестационарных социальных услуг - надомное обслуживание, дневное пребывание граждан пожилого возраста, а также реабилитацию инвалидов. Сеть госучреждений сократили со 133 до 27, а штатную численность - почти на 8 тыс. чел. Большинство сотрудников перешли работать в негосударственные организации. Сократились расходы на административно-управленческий персонал. Зато удалось увеличить зарплату соцработников госучреждений. Выросло и качество предоставляемых услуг. Ветхие стационарные здания закрыли, отремонтировали 26 объектов. На аутсорсинг передали организацию питания, техническое обслуживание стационаров, клининговые услуги. 

Обещали кормить недорого, но вкусно 

Бизнес нередко демонстрировал качество работы лишь на первых порах. Так, к примеру, было на «Мотовилихинских заводах». В 2004 г. общепит предприятия отдали частной компании. Пригласили журналистов, чтобы поведать о том, что рабочих будут кормить вкусно и недорого, угостили обедом. А спустя несколько лет в газетах писали, что два десятка рабочих попали в инфекционное отделение, пообедав в одной из заводских столовых. Отравились несвежей едой. 

А что уж говорить про школьное питание. Раньше управление столовыми принадлежало непосредственно директорам учебных заведений, которые комплектовали штат, заботились о своевременной поставке продуктов и даже снимали пробу с обедов. Однако с некоторых пор властям показалось расточительным тратить бюджетные средства на организацию школьного питания. Кстати, аутсорсингу в этой сфере была альтернатива: 44 территории РФ включились в федеральную программу «Образование».

С 2008 по 2011 гг. реализовались экспериментальные программы комплексной модернизации системы школьного питания. В них приняли участие около 2 тыс. школ и более 1 млн обучающихся в стране. Будь в проекте пермяки, тогда бы и наш край получил солидные средства от федералов на ремонт пищеблоков, приобретение современного технологического оборудования, внедрение новых технологий и т. д. Но по указанию тогдашнего губернатора в регионе избрали иной путь, казавшийся более простым и прагматичным, - путь аутсорсинга.

Дети сегодня очень часто жалуются на невкусную еду, бойкотируют столовые, но это ничего не меняет - аутсорсеры продолжают работать. Случайно ли, что в последнее время участились массовые отравления детей? Так, в 2013 г. полторы сотни учащихся школы № 40 в возрасте от 8 до 15 лет оказались недееспособными. Причиной ЧП стали нарушения во время приготовления еды. Двое детей даже попали из-за обезвоживания организма в реанимацию. В отношении подрядчика завели уголовное дело. И это только один из случаев.

Внедрять можно не везде

Несколько лет назад на аутсорсинг частной компании передали и питание пациентов Пермского краевого госпиталя для ветеранов. Бывший его руководитель Леонид Стародубцев долго боролся с внедрением новой системы, считая, что «чужаки» не в состоянии обеспечить хорошее качество еды. Совсем недавно ветераны - а их кормят те же бессменные аутсорсеры - обратились с жалобой на плохое качество питания к Татьяне Марголиной, уполномоченному по правам человека в ПК. 

У Юрия Павлецова, нынешнего начальника госпиталя, тоже своё отношение к аутсорсингу: 

– Думаю, что питание на аутсорсинге - это нормальное явление. К примеру, содержать современный пищеблок самим - затратно, нужно дорогостоящее оборудование. И когда за это берётся профессионал, ему это сделать проще. Мы называем ему сумму, на которую он должен накормить пациента - допустим, у нас 193 руб. в день, - и он должен в неё уложиться, соблюсти все нормы: сколько необходимо хлеба, овощей, фруктов. Замечания, конечно, бывают, но у нас есть свой врач, диетсестра, которые контролируют процессы приготовления пищи. Пожалуй, уже ни в одной больнице края нет своих пищеблоков. Единственное, что их нужно всегда контролировать. На аутсорсинге у нас также находятся стирка белья, охрана, уборка снега. А вот по поводу того, что отдали работу скорых на аутсорсинг - это спорный вопрос. Лично я бы не отдал. Так же, как и медицинские лаборатории. 

Несомненно, аутсорсинг внедряют в бюджетные организации ради экономии средств. Однако многие предприниматели оказывают услуги некачественно: они тоже пытаются найти эту самую экономию и выгоду для себя. Вполне может статься, что когда-нибудь от аутсорсинга совсем откажутся. И он исчезнет так же легко, как и появился у нас. 

Школьное питание подрывает здоровье

Сергей ЗАСТАВА, директор нытвенской школы № 1:

– Идея передачи организации школьного питания на аутсорсинг во многом навязана сверху. Можно было бы оставить прежнюю. По ней сегодня работают в Екатеринбурге. Там не стали торопиться, всё взвесили и просчитали. Результаты говорят сами за себя: дети 1-4 классов получают завтрак бесплатно в течение уже нескольких лет, вне зависимости от материального состояния семьи, а для учащихся 7-11 классов городской бюджет выделяет дополнительно  на питание по 10 руб.

Конечно, и в школах нашего района, как и в целом по краю, существует практика бесплатного обеда для ребят из многодетных и малообеспеченных семей. В каждой школе это от 20 до 50% детей. Питание для них обеспечивается из средств бюджета. 

Другое дело, что, по данным Управления Роспотребнадзора, средние показатели охвата питанием в прикамских школах - от 28 до 68%, а среди старшеклассников горячее питание фактически получают от 9 до 32%. Выходит, что только половина школьников может позволить себе полноценный горячий завтрак, а обед и того меньше. Отсюда - весьма тревожные данные о состоянии здоровья школьников. Сегодня абсолютно здоровых детей в крае не больше 10-15%. По данным учёных, из детского сада, как и из школы, уходит больным каждый 10-й ребёнок. Школьное питание - один из основных факторов, подрывающих здоровье детей. 

Уборщики и вахтёры бастуют

Игорь КОСТАРЕВ, главный врач добрянской больницы:

– Несколько лет назад гардеробщиков, уборщиков, слесарей, плотников, вахтёров у нас вывели на аутсорсинг, то есть устроили в другую организацию. В прошлом году, к примеру, это была фирма из Екатеринбурга «Фасилити Менеджмент и Констракшн Холдинг». Однако с весны 2015 г. начались проблемы с выплатой зарплаты. К концу года задержка составляла два месяца. Люди начали устраивать «тихие» забастовки. Бывало, что гардероб в больнице не работал. Из-за этих проблем в декабре контракт с подрядчиком расторгли. В этом году провели новый конкурс, причём уборщиков и остальной обслуживающий персонал разделили. В итоге уборщики (52 человека) работают от очёрской клининговой компании. А вот остальные - от екатеринбургской фирмы «ПрофСервисУрал». Название сменилось, а организация, по сути, та же. И проблемы те же. Несколько сотрудников больницы обратились в прокуратуру. Там пояснили, что с ними заключили договоры об оказании услуг, а не трудовые договоры. И взыскивать задолженность исполнители могут только в гражданском порядке через суд. Так как выплаты за оказанные услуги не считаются зарплатой, прокуратура не может в суде представлять интересы работников.

Только цифры

  • Более 300 малых предприятий оказывают услуги аутсорсинга в Пермском крае. 30% из них созданы в 2010 г.
  • 2,3 тыс. рабочих мест создали благодаря аутсорсингу. 
  • Более 15% предпринимателей Прикамья передали бухгалтерские функции на аутсорсинг.
  • 2 млрд 156 млн руб. - общий объём аутсорсинговых услуг учреждений здравоохранения.

Убрали прокладку

Александр Филиппов, гендиректор МУП «Пермгорэлектротранс»:

– Модное поветрие не обошло и нас стороной. Когда я в 2014 г. пришёл на предприятие, обнаружил, что служба ремонта и содержания путей находится на аутсорсинге. Причём подрядчик брал нашу же технику в аренду, ей чистил пути и потом нам выставлял счета со своей маржой. Так как техника была наша, то и расходы по её содержанию и ремонту несли мы. При этом были случаи, когда при нештатной ситуации нам приходилось ждать, когда приедет подрядчик, чтобы починить трамвай. Порой подрядчики «забывали» почистить пути после снегопадов, и наши новые трамваи в прямом смысле слова садились на пузо. В итоге такую практику мы прекратили, отказавшись от услуг подрядчиков на сумму в 36,7 млн руб. в год. В полном объёме восстановили свою службу путей, снова сами управляем и контролируем все процессы. Так, ввели аварийные бригады и ежедневный мониторинг состояния путей. В итоге в разы сократилось время простоев транспорта, уменьшились случаи форс-мажорного схода трамваев с рельсов. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах