Примерное время чтения: 5 минут
671

Куда уходят деньги от уплаты налога? Разбираемся в нюансах бюджета региона

Татьяна Титова / АиФ

В Пермском крае принят региональный бюджет на 2024 год и на ближайшую трёхлетку. Доходы и расходы бюджета запланированы в пределах 200 млрд рублей. Бюджет социальный и подразумевает выплату всех необходимых обязательств. Но разобраться в цифрах простому жителю города непросто. Почему важно правильно понимать содержание бюджетов региона и муниципальных образований, рассказала профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ, доктор экономических наук Наталья Истомина.

Фото: УрГЭУ

В казну государтсва и региона

– Люди, выплачивая налоги, часто задаются вопросом – а на что конкретно идут эти деньги? Действительно ли они остаются в родном регионе?

– Есть типичные бюджетные заблуждения, например, что налоги, которые отчисляют
наши граждане, остаются в муниципалитетах и должны тратиться на нужды конкретно этих территорий. Но важно понимать, что в соответствии с бюджетным законодательством РФ существует три вида налогов: федеральный, региональный и местный. Весь объëм федеральных налогов, например, НДС, уходит в казну государства. Также, как и часть поступлений от продажи подакцизных товаров (алкоголя, табачной продукции, косметики, автомобилей, топлива и других).

Часть федеральных налогов затем поступает в консолидированные бюджеты регионов. В регионах деньги расходуются на реализацию таких проектов, как строительство дорог. Также источниками формирования фонда любого региона являются региональные налоги на транспорт, имущество организаций и игорный бизнес. В муниципалитетах остаются налоги на землю, имущество физических лиц, торговые сборы.

К слову, действует принцип обезличенности налоговых поступлений. Это значит, что средства, уплаченные жителями одного муниципалитета, вполне могут быть направлены на решение задач другого. И здесь важно следить за проектом регионального бюджета, чтобы понимать, куда будут направлены средства в ближайшем будущем, и поддерживать органы местного самоуправления в грамотном представлении потребностей своей территории.

Активная позиция местных властей очень важна, чтобы привлечь средства именно на решение задач своей территории. В любом регионе есть муниципалитеты, которые участвуют и побеждают в конкурсах, в том числе федеральных, получают гранты.

– Основной объëм областного бюджета в соседнем Екатеринбурге формирует столица Урала. Далее свой вклад вносят промышленные города региона – Нижний Тагил, Верхняя Салда, Каменск-Уральский. Как наполняется остальная часть?

– Свердловская область является специфическим субъектом РФ. Не так много еë территорий участвует в формировании основного объëма бюджета. Эта ситуация может измениться, поскольку органы власти региона осуществляют комплекс мер по развитию муниципальных образований.

В частности, наибольшие поступления налогов на прибыль и на доходы физических лиц приходят от крупнейших муниципальных образований. Но, по крайней мере, в плане налогов на транспорт и на имущество организаций свой вклад вносят все муниципалитеты.

– В следующем году заложены расходы на социальную сферу региона. Как рассчитывается необходимая сумма и затем распределяется по всему краю?

– Для учреждений социального профиля (образовательных, медицинских, спортивных и т. п.) планирование осуществляется на основании данных соответствующих министерств. Они предусматривают расходы, которые позволят обеспечить качественное предоставление услуг.

Расходы на социальную сферу включают в себя значительный объëм межбюджетных трансфертов, в первую очередь субсидий и субвенций, которые распределяются по муниципалитетам с учётом их конкретных потребностей. В ходе составления проекта краевого бюджета муниципальные образования могут обосновать свои запросы. Так и получилось, что существенная часть бюджета на будущий год была заложена в эту сферу.

Для повышения финансовой грамотности

– Сейчас отмечается тенденция открытости, прозрачности экономики. Власти активно рассказывают о положении дел. В чëм цель финансового просвещения населения?

– Эта работа ведётся давно. Было много сложностей. Так, были распространены заблуждения, предубеждëнность населения против действий органов власти. На сегодняшний день в отрытом доступе есть много информации, которая проясняет векторы государственной политики, алгоритмы распределения ресурсов. Финансовое просвещение помогает сбалансировать интересы жителей как потребителей услуг и государства, которое отвечает за их предоставление.

Наш университет активно взаимодействует с муниципалитетами по повышению финансовой и бюджетной грамотности. Так, просвещение жителей Свердловской области ведётся уже со школьной скамьи. В результате, дети активно интересуются темой, задают много вопросов. Это позволяет сформировать полноценное гражданское общество, в котором присутствует конструктивный диалог на всех уровнях.

Стоит отметить, что в нашем регионе жители весьма инициативны, всегда могли собраться и сами решить какую-то проблему, например, собрать средства и заказать машину щебня для устранения ямы во внутридворовом проезде. С повышением осведомлëнности о финансовых инструментах они могут реализовать идеи на более качественном уровне, заручившись поддержкой бюджета.

– Какие ещё инструменты повышения бюджетной  грамотности существуют в Свердловском регионе?

– На уровне министерства финансов Свердловской области ежегодно проводится конкурс «Бюджет для граждан». В нëм участвуют все возрастные группы. Например, пишут стихи, подготавливают визуальные презентации, чтобы популярно объяснить суть сложных документов.

Также жители региона стали активнее участвовать в публичных слушаниях по проекту местных бюджетов, давать обратную связь властям.

Благодаря инструментам повышения финансовой грамотности всë больше граждан грамотно воспринимают то, что происходит с бюджетом на муниципальном и региональном уровнях.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах