Примерное время чтения: 11 минут
2987

За тобой должок… Что делать, если одолевают коллекторы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Прикамье 05/09/2018
Если взыскатели ведут себя агрессивно, угрожают, хамят, портят имущество - необходимо обращаться в полицию.
Если взыскатели ведут себя агрессивно, угрожают, хамят, портят имущество - необходимо обращаться в полицию. АиФ

При этом у Валерии (так зовут артистку. – Авт.) кредиторов не было и с должницей Светланой она знакома не была.

Раскалился телефон

История эта закончилась печально. Когда хозяйка квартиры, выйдя из дома на улицу, начала снимать коллекторов на видео, женщину жестоко избили. Недавно одного из нападавших задержали сотрудники полиции. Буквально через несколько дней после этого ЧП стало известно, что коллекторы парализовали работу контактно-информационной службы компании «Новогор-Прикамье». За несколько часов на телефон диспетчерской поступило 100 звонков. Они разыскивали одного из сотрудников, у которого, по их словам, есть долг по кредиту. Звонившие нецензурно выражались, оскорбляли работников компании.

«Подобных историй становится меньше, но они ещё происходят. Так агрессивно и нагло коллекторы чаще всего ведут себя не в крупных городах, а на периферии. Знаю, что в этом году они парализовали телефонными звонками работу школы в Кунгурском районе и одной организации в Чердыни, – пояснил юрист Алексей Сергеев. – Недобросовестные взыскатели денег не отказываются от этого способа, так как давить на должника через коллег проще. Он обычно не говорит на работе, что у него есть долги, так как понимает, что это испортит его репутацию, и у начальства появится желание его уволить».

Как доказать связь?

По словам Алексея Сергеева, коллекторские агентства обычно не очень строго следят за поведением своих сотрудников, так как те официально не трудоустроены. Именно поэтому будет непросто доказать связь мужчины, избившего певицу оперного театра, с агентством.

По словам руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (УФССП) Игоря Кожевникова, контроль и надзор за деятельностью коллекторских агентств с 1 января 2017 г. входит в обязанности приставов. Организации, которые работают на законных основаниях, входят в реестр, который можно посмотреть на сайте ФССП РФ.

«Сейчас в нём состоят 210 юрлиц со всей страны, – говорит Игорь Кожевников. – По состоянию на август 2018 г. в Госреестре восемь организаций из Пермского края: «Камелот», «Агентство ЮВС», «Вела Пермь», «Юр-Практика», «Партнёр», «Легал Плюс», «ОЛАНД», «АУС». Жалоб на них в этом году не поступало. С 2018 г. судебные приставы начали проводить плановые проверки деятельности коллекторов. До этого они проводились лишь по обращениям граждан». 

Самые распространённые нарушения коллекторов: превышение количества телефонных звонков, текстовых и голосовых сообщений, некорректное общение, психологическое давление, давление на третьих лиц (чаще всего – родных и знакомых должника).

Нужно писать письма

Алексей Сергеев говорит, что коллекторы используют самые разные способы давления на должников. Самый безобидный – письма с требованием выплаты долга. Чтобы получатель их обязательно открыл, на конвертах можно увидеть призывы срочно вскрыть до какого-то срока, сообщения о выгодной акции, даже поздравления с Днём Победы.

«Такие послания стараются вручать лично. Человек неподготовленный, видя такое письмо, часто пугается. И это стимулирует его платить. По моей оценке, просрочки по микрозаймам допускают 25-30% заёмщиков. 50-60% из них выплачивают долги после получения таких писем, – поясняет Алексей Сергеев. – Если прибавить к этому звонки должнику с требованием вернуть долг, то способ получается очень эффективным. Игнорируют письма примерно 25% получателей и то потому, что непонятно, кому и за что платить. Письма составлены так, что невозможно понять, кто именно требует деньги (либо сам займодатель, либо агент, то есть коллектор­ское агентство). Ну а некоторым отдавать просто нечем. На моей памяти есть случаи, когда люди набирали до 25 займов в микрофинансовых организациях».

Есть коллекторы, которые ведут себя по правилам, в рамках закона. Но мы все слышали о деятельности тех, кто на этот закон плевать хотел. Их чаще всего можно встретить на периферии, где люди меньше знают о своих правах, не имеют навыков поиска информации, реже обращаются за помощью в правоохранительные органы. 

«Даже доброжелательно настроенного человека, который утверждает, что он коллектор, в дом пускать можно, только если вы проверили документы, – говорит Алексей Сергеев. – У него должны быть паспорт, доверенность, где прописаны его полномочия на ведение переговоров, а также на предоставление, подачу и получение документов или получение денежных средств и ценностей. Также он должен иметь при себе агентский договор компании и кредитора (в нём должно быть указано, кого он представляет). Если коллектор приходит к вам в дом без всяких документов, то это уже уголовно наказуемое деяние – попытка незаконного проникновения в жилище».

Если коллекторы ведут себя агрессивно, угрожают, оскорбляют, хамят, пытаются изъять имущество или портят его – необходимо обращаться в полицию. Приставы поясняют, что эти действия могут повлечь административную, а также уголовную ответственность (ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», ст. 163 УК РФ «Вымогательство», ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества», ст. 214 УК РФ «Вандализм», ст. 213 УК РФ «Хулиганство»). Также должник имеет право обратиться в УФССП по Пермскому краю с заявлением о проведении проверки какого-либо агентства или направить его в письменном виде, приложив детализацию телефонных переговоров, аудиозаписей, СМС и т. д.

Составьте платёжный календарь

Финансист, автор серии книг о финансовой грамотности Эдуард Матвеев:

«При той модели потребления, которая сейчас принята в нашем обществе, люди стали терять внутреннюю самодисциплину. Часто действуют «на авось» – если срочно нужны деньги, то сначала берут займ, а уж потом думают, как отдавать. Деньги на «драконовских» условиях чаще всего дают в микрофинансовых организациях. Обращаются туда, в основном, люди, которые не смогли получить кредит в банке. Процент в МФО высокий и это позволяет «закрыть» долги тех, кто их не отдаёт.

Если вас пугают коллекторы, то прежде всего, советую поискать в интернете «горячие лини» неотложной финансовой помощи и проконсультироваться с юристом относительно Ваших прав и защиты со стороны законодательства. Также очень важно успокоиться и понять суть проблемы. Прежде всего, пропишите ваш платёжный календарь. Для этого почитайте договоры, чтобы понять, сколько и когда вы должны выплатить. Далее необходимо подсчитать свои активы – то, что можно продать. Это может быть квартира, машина, гараж, дача, вещи (например, уже не нужная детская коляска, мебель, бытовая техника). Такой подсчёт уже даст вам психологическую разрядку, поскольку Вы будете видеть варианты выхода из ситуации. Если вы понимаете, что вашего имущества не хватит для погашения долга, займитесь рефинансированием долгов. С МФО будет договориться сложнее – лучше привлечь юриста. Если много кредитов в банках, то постарайтесь их рефинансировать, заменить их на кредиты с более низкой процентной ставкой. Многие банки на это идут, так как сейчас банкам трудно и хлопотно пытаться продать Ваши активы или залоги по достаточной для погашения займа цене».

Кредит – это крайний случай

Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела ПГНИУ Иван Шапошников:

«Кредит или займ – это крайний способ удовлетворения конкретной и насущной потребности. Если хочется какую-то вещь, без которой можно обойтись – нужно обойтись. Если денег не хватает в принципе – нужно пересмотреть семейный бюджет. Если явно необходимы квартира или автомобиль, но на них можно накопить за несколько лет – лучше накопить. Из всех видов кредитов и займов лучший – тот, который сложнее получить. Банки предъявляют более жёсткие требования, а по целевым кредитам требуют подтверждения доходов. Зато они предлагают более низкие ставки и не обращаются к сомнительным коллекторам для сбора долгов.

При оценке собственной платёжеспособности нужно быть пессимистом: доходы планировать по минимуму, а расходы – по максимуму с учётом непредвиденных обстоятельств.

Что-то пошло не так и вы в долговой яме? Худшее решение – замыкаться в себе, избегая кредиторов, коллекторов, приставов и т. д. Лучшее решение – занимать активную позицию и самому выходить с предложениями. Реструктуризация, «кредитные каникулы», мировое соглашение – вот вопросы, которые следует поднимать (лучше совместно с юристом)

Знание законов - основа финансовой грамотности. Желательно прочитать Гражданский кодекс РФ, а в нём следующие главы: гл. 21 «Понятие обязательства», гл. 22 «Исполнение обязательств», гл. 25 «Ответственность за нарушение обязательств», гл. 42 «Заём и кредит» а также Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».

Общие правила общения с коллекторами: лично и по телефону

■ Фиксируйте всё. Как только вы поняли, что к вам пришёл коллектор или вам звонит коллектор, скажите собеседнику: «Подождите минуту, я включу запись разговора». Большинство современных мобильников имеют функцию диктофона (постарайтесь заранее изучить свой телефон). Даже если у вас такой возможности нет – сделайте вид, что вы включили диктофон на телефоне, скажите коллектору, что вы включили аудиозапись и можете продолжить разговор. Этого будет достаточно, чтобы собеседник вёл себя более корректно.

■ Спросите и запишите следующие данные: Ф.И.О. и должность человека, полное название компании, которую он представляет, почтовый и юридический адреса этой компании, контактные телефоны.

■ Поинтересуйтесь, какое отношение коллектор имеет к банку-кредитору, какой договор заключён между банком и коллекторской фирмой, которую он представляет. Постарайтесь сделать копии или сфотографировать все документы.

■ Наш совет: Конструктивный диалог стоит начинать, только если коллектор ведёт себя корректно по отношению к вам. В противном случае прекращайте общение.

По данным Пермской гражданской палаты

Правила общения с должником

■ Запрещены любые контакты с 22 до 8 ч. в будние дни и с 20 до 9 ч. в выходные и празд­ники.

■ Личные встречи – не чаще одного раза в неделю.

■ Телефонные звонки – раз в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

■ Сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые) – не более двух раз в день, четырёх в неделю и шестнадцати в месяц.

■ Общение с друзьями, знакомыми, родственниками, соседями, коллегами по работе разрешено, если сам должник дал на это согласие, а третьи лица не выразили своего несогласия. Отозвать разрешение на общение можно в любое время.

■ Если с момента возникновения просрочки по кредиту или микрозайму прошло более четырёх месяцев, должник имеет право направить в адрес банка или МФО, а также в адрес коллекторского агентства письменный отказ от общения с коллекторами на тему погашения задолженности. При получении такого отказа кредитор будет иметь возможность взыскивать долг только через суд. Должник в любой момент времени может направить также заявление на взаимодействие по вопросу взыскания долга только через адвоката.

По данным УФССП по Пермскому краю

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах