Кама – это намного больше, чем река. Это – главная артерия нашего края, благодаря ей наш регион начал развиваться и стал играть большую роль в экономике страны. Веками именно по Каме привозили и увозили тонны груза, по ней постоянно курсировали суда.
В последние годы красавица-Кама немного «заснула». Снова вдохнуть в неё жизнь, использовать весь её огромный потенциал и при этом сохранить как главную природную ценность призван проект по экосбережению водных ресурсов «Живая Кама». Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин рассказал о нём на V Всероссийском водном конгрессе и выставке VODEXPO 2021, которые прошли в центральном выставочном комплексе Москвы «Экспоцентр».
Ранее эту инициативу представили вице-премьеру РФ Дмитрию Чернышенко, как одну из ключевых для региона, которая будет реализована в рамках института кураторства, утвержденного председателем правительства России.
Порт пяти морей
Кама – это ценнейший подарок, которая преподнесла нам природа. Она занимает четвёртое место среди рек европейской части страны после Волги, Днепра, Дона. У неё есть выход к пяти морям – Чёрному, Каспийскому, Азовскому, Белому и Балтийскому.
«Исторически Кама была природным водным путем, по которому перевозили грузы и людей. Давно назрела необходимость в её экономическом и туристическом оживлении. На ней должна кипеть жизнь, – уверен Дмитрий Махонин. – Сегодня существует необходимость восстановления утраченного потенциала и возрождения Камы как важнейшего экономического ресурса страны. Проект охватывает интересы экономически активной части населения, туристов и гостей края, лесопромышленников и лесопереработчиков. Его цель – использовать реку для транспортных перевозок и туризма, освоения природных богатств в труднодоступных районах края, что положительно скажется на развитии населенных пунктов, расположенных вдоль Камы».
Дмитрий Махонин: «Исторически Кама была природным водным путем, по которому перевозили грузы и людей. Давно назрела необходимость в её экономическом и туристическом оживлении. На ней должна кипеть жизнь».
Как отметили в Минприроды Пермского края, благодаря реализации проекта «Живая Кама» предприятия смогут транспортировать по Каме древесину, заготавливаемую в лесах Коми-Пермяцкого округа. Развитие Пермской судоверфи и налаживание речных маршрутов даст возможность использовать до 1 млн кубометра древесины в северных лесах региона.
Сейчас этот лес вывезти невозможно из-за отсутствия дорог и инфраструктуры, его можно доставить на переработку только водным транспортом. От дополнительного лесного ресурса экономика Пермского края сможет увеличить валовый региональный продукт на 1 млрд рублей.
Благодаря реализации проекта «Живая Кама» предприятия смогут транспортировать по Каме древесину, которую заготавливают в лесах Коми-Пермяцкого округа.
По водному – более экономичному и экологичному –логистическому пути также можно будет перевозить до 10% калийных удобрений.
Помимо этого, перевозка части промышленных грузов водным транспортом позволит снизить нагрузку на дорожно-транспортную сеть региона и сэкономить на ее содержании, поскольку наибольший износ дорожных покрытий происходит из-за большегрузов.
Туризм и гостеприимство
Пермский край активно вовлечён в популяризацию внутреннего труизма, привлечение инвесторов для создания и развития туристкой инфраструктуры, а также привлечения гостей в Прикамье.
«Сейчас река испытывает серьёзную экологическую нагрузку. Многолетнее расточительное использование водных ресурсов привело к тому, что Кама и её притоки становятся неспособны поддерживать необходимое для человека и рыбного хозяйства качество воды. Нужно провести работы по экологическому возрождению. Необходимость в экономическом и туристическом оживлении камского бассейна, её экологическом оздоровлении назрела уже давно, – уверен министр природных ресурсов пермского края Дмитрий Беланович. – Сейчас река почти не используется для туризма за исключением круизных туров по Волге, но этого мало. Грузовой поток тоже более чем в два раза ниже, чем в СССР. Поэтому ключевыми задачами проекта мы видим: увеличение использования крупнейших рек для транспортной перевозки и туризма, повышение доступности северных и отдалённых районов края, экономическое оживление населённых пунктов, расположенных вдоль реки и её притоков, развитие туризма муниципалитетах, расположенных на Каме, Чусовой, Вишере, Колве. А также – повышение не только количества рыбных запасов, но и их видового разнообразия».
Для развития внутреннего туризма в рамках проекта планируется строительство 21 туристского причала на территории 16 муниципалитетов Прикамья. Создание этой инфраструктуры потребует в дальнейшем открытия новых рабочих мест для их обслуживания, а поток туристов даст возможность местным жителям развивать сферу гостеприимства.
Для развития внутреннего туризма в рамках проекта планируется строительство 21 туристского причала на территории 16 муниципалитетов Прикамья.
Предполагается, что объёмы грузоперевозок водным транспортом вырастут на 5 миллионов тонн, а туристический поток – в два раза, до 400 тысяч человек в год.
Новые суда
Министр пояснил, что сейчас ведутся подготовительные работы для полномасштабного воплощения проекта. В ближайшее время планируется подписать договор о сотрудничестве с Госкорпорацией туризма РФ, чтобы привлечь федеральные средства для строительства туристической инфраструктуры, гостиниц, причалов, набережных. Уже выделены деньги из бюджета края на реконструкцию набережной Осы, было привлечено федеральное финансирование в по проекту «Комфортная городская среда» для обустройства набережной в Чайковском. Кроме того, уже началась работа по воссозданию судостроительной отрасли края. Корпорация развития региона приобрела имущество судостроительного комплекса, расположенного в Кировском районе Перми. В июле 2021 года было создано ООО «Пермская судоверфь», уже идут работы по ремонту и восстановлению оборудования верфи. Уже сейчас там выполняют первые проекты по ремонту судов.
На Пермской судоверфи планируется построить 10 новых пассажирских судов, в том числе 4 из них высокого экологического класса на электротяге или на природном газе.
В Минприроде подчеркивают, что развитие водного транспорта не должно быть только на одной Каме. Для комплексного восстановления судоходства Прикамья необходимо выполнить дноуглубление 475 километров русел рек Чусовой, Вишеры, Колвы, Камы, и обустроить (восстановить) судовой ход на них. В рамках дноуглубительных работ и работ по расчистке русел запланировано поднять 33 затонувших судна, загрязняющих воду в руслах Камы и Чусовой.
Для комплексного восстановления судоходства Прикамья необходимо выполнить дноуглубление 475 километров русел рек Чусовой, Вишеры, Колвы, Камы, и обустроить (восстановить) судовой ход на них.
Есть, что посмотреть
Декан географического факультета ПГНИУ Андрей Зайцев считает, что проект абсолютно своевременный. Очень важно, что он включает не только возрождение хозяйственной деятельности на реке, но и восстановление Камы.
«Качество воды, к сожалению, пока оставляет желать лучшего, очистные сооружения находятся не в самом хорошем состоянии. Поэтому нужно провести целый ряд мероприятий, направленных на то, чтобы улучшить качество воды в реке, укрепить берега, углубить дно там, где это необходимо, – говорит Андрей Зайцев. – Что касается туристического потенциала, то тут всё зависит от ресурса и фантазии. Коль скоро популярны круизы по Каме ниже Перми и Волге, то, наверное, будет интересно подниматься и до Березников, Соликамска. Там тоже есть, что посмотреть».
Экономический эффект
Руководитель Федерального бюджетного учреждения «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» Сергей Сергеев добавляет, что очень важно оживить грузопоток и пассажиропоток на Каме и проект будет этому способствовать.
«Инфраструктура речного флота находится в довольно печальном состоянии. Некоторые причалы полуразрушены, не определены их собственники. Муниципалитеты, в введении которых они должны находиться как бесхозные, этим не занимаются. Если в 1970-90 годах были регулярные рейсы по реке (я сейчас говорю именно о регулярных, а не транзитных), то сейчас примерно четыре социально-значимых маршрутов, субсидируемых из бюджета. Конечно, рейсов должно быть больше. В СССР Кама занимала четвёртое место в стране по пассажирским перевозкам и грузообороту. В целом хочу сказать, что с экономической точки зрения эффект от реализации проекта может быть очень большим. Речной транспорт – самый экономичный. Самые большие работы – это углубление дна, да и то это не всегда и не везде необходимо. Эффект от грузоперевозок этим видом транспорта будет очень хорошим, особенно если построить хабы, которые бы помогали потом легко и быстро отправлять грузы дальше автомобильным и железнодорожным транспортом. Такие проекты в стране уже есть».
Экономический эффект от грузоперевозок этим видом транспорта будет очень хорошим, особенно если построить хабы, которые бы помогали потом легко и быстро отправлять грузы дальше автомобильным и железнодорожным транспортом.
В целом, на реализацию проекта планируется потратить более 30 миллиардов рублей. 22 из них – внебюджетные средства.