С 2022 года для педагогов системы среднего профессионального образования (СПО) проводится всероссийский конкурс «Мастер года», а до этого они состязались в специальной номинации конкурса «Учитель года». Последним «Учителем года» Пермского края в номинации «Педагог профессионального образования» стал Андрей Лапицкий, преподающий химические дисциплины студентам Краевого индустриального техникума. В преддверии Дня учителя «АиФ-Прикамье» поговорил с ним об имидже профессии, зарплатах и быте молодого преподавателя.
Как попадают в профессию
Александр Пастухов, «АиФ-Прикамье»: Многие ли твои сокурсники пошли работать в образование?
Андрей Лапицкий: Не знаю, чтобы кто-то, кроме меня, работает в СПО. Вот в вузах — да, преподают несколько человек.
— Есть какой-то недостаток кадров в сфере?
— Я не могу говорить за всё среднее профессиональное образование, но мне кажется, что есть некоторый недостаток. «Технарей» мало, именно преподавателей технических дисциплин тяжело найти.
— Это связано с имиджем профессии или сугубо материальным вещами вроде невысоких зарплат?
— Скорее всего, да, многие думают, что всё плохо в системе образования и зарплаты очень низкие.
— На самом деле всё не так?
— Не совсем так. Конечно, даже когда средние зарплаты публикуют, видно, что в образовании они ниже прочих. Хотя и стали повыше за последнее время: федеральные выплаты появились, плюс преподаватели дополнительную нагрузку на себя берут, дополнительные ставки, кураторство…
— Кураторство — это как классное руководство в школе?
— Да, именно так.
— Ты тоже думал, что в образовании всё плохо? Как ты вообще попал в эту сферу?
— Я уезжал в Белгородскую область работать на заводе химиком-технологом, а когда вернулся в Пермь, с работой был напряг. Я полгода сидел без работы, а потом мне в центре занятости предложили пойти в техникум. Подумал: ну перекантуюсь там какое-то время, а потом что-то ещё подвернётся. Я пришёл, мне всё показали, рассказали, так приятно поговорили, и лаборатория мне понравилась... В общем, меня что-то зацепило, и я решил попробовать — и, как видишь, затянуло.
— И сколько ты уже работаешь?
— Семь лет! Конечно, сначала я не рассчитывал, что так долго проработаю, первый год было очень тяжело… Но потом я стал чем-то ещё заниматься, кроме непосредственно преподавания: мне дали кураторство, потом появились конкурсы профессионального мастерства — благодаря им я стал развиваться в профессиональной теме, много чего узнал.
Начинал я с преподавания метрологии — это такая общепрофессиональная дисциплина, которую можно дать новичку без особого риска, что он как-то испортит студентов. А потом начались уже спецдисциплины, много практических работ — и я понял, что мне самому наиболее интересно. Аналитическая химия.
Это такое направление, в котором ты всё время первооткрыватель. Когда ты узнаёшь химический состав какой-то пробы — до тебя этого ещё никто не делал, то есть каждый раз получается маленькое открытие. Мне это очень интересно. А раз самому интересно — то и студентам можешь объяснить интересно.
Так что в преподавание я втянулся, мне уже вполне хорошо и комфортно в этой ипостаси.
Пережить первый год
— А что именно было сложно в первый год? В чем была проблема?
— Представь, ты только пришёл, и тебе нужно существующую программу адаптировать под себя (каждый преподаватель всё равно вносит что-то своё). А бывает ситуация, что появляется новая профессия, специальность, дисциплины, которые ещё до тебя никто не вел, и ты должен это всё с нуля разработать. Первый год ты только наработкой материала занимаешься. Поэтому с первого года, наверное, не достичь высоких результатов: тебе нужно ещё понять, к чему надо прийти и как это сделать.
Постепенно год за годом выстраивается своя методическая система, нарабатывается база, появляются какие-то контрольно-оценочные средства. Я, наверное, первые года три с этим мучился, уходил с работы поздно очень, мог до десяти часов сидеть. Это, возможно, самая сложная часть работы.
— Сейчас до десяти уже не засиживаешься? Вот сегодня у тебя было пять пар — так каждый день бывает, это обычный график?
— Ну не каждый день по пять пар, но у многих такая нагрузка, да. Минут за 15 я приезжаю, в 8:30 пары начинаются. Дальше пары, два обеденных перерыва (если пар пять), и в шесть часов я заканчиваю.
— Что после работы?
— Я стараюсь чем-то активным заниматься: надо же эту умственную нагрузку как-то компенсировать. Если не йога, то бассейн, если не бассейн, то скалолазание… Хотя сил остаётся мало. Хочется ещё чем-то заниматься, хочется за пианино посидеть, но очень редко на это время остаётся. На гитаре я только на днях рождения играю, дома даже не беру в руки.
— А в техникуме? Преподаватель с гитарой — это же потенциальная звезда.
— У нас работает студенческий совет, они самостоятельно готовят мероприятия, прикольные вещи делают, концерты, номера. И преподаватели тоже участвуют. Я вот выступал на прошлый Новый год: я на клавишах был, у нас были гитары, ударные, бас, мы там всем коллективом преподавателей по партиям пели «Замыкая круг». Очень эпично было!
Теория и практика
— Со студентами поддерживаете отношения после выпуска?
— Конечно, особенно с теми, кто участвовал в движухе внеучебной — в конкурсах профмастерства, например. Они приходят к нам экспертами на чемпионаты, на демонстрационные экзамены — это когда учащиеся показывают свои навыки в выполнении какого-то практического задания в присутствии независимых экспертов.
Мы на такие экзамены приглашаем представителей партнёров: это «Лукойл», «Сибур», «ГалоПолимер», «Уралхим», «Т-Плюс», многие другие. У нас регион, где прямо очень много химической промышленности, поэтому выпускники востребованы. Несмотря на то, что мы каждый год выпускаем порядка 50 человек по специальности «Технологии аналитического контроля», ещё 25 лаборантов, то есть 75 человек, те, у кого есть желание работать дальше по этой специальности — они все находят работу.
— Есть разница в уровне знаний между школьниками-старшеклассниками и студентами СПО?
— Наверное, ещё несколько лет назад можно было сказать, что те, кто идут в СПО, в среднем слабее по базовой подготовке чем те, кто идут 10-11 класс. Но сейчас ситуация меняется. По этому году я могу сказать, что на нашей специальности, несмотря на большое количество мест, нет недобора, есть конкурс. И приходят к нам и с высоким баллом, и с красными дипломами.
— А с точки зрения преподавателя, кого проще учить — студента вуза или техникума?
— Если вузовских студентов ещё можно заинтересовать голой теорией, то у нас это сложнее, нужно обязательно добавлять какую-то практику, тогда становится интересно, появляется мотивация. А при должной мотивации разница нивелируется в целом.
У меня есть кружок по химическому анализу, там можно заняться исследовательской работой и открыть что-то новое — не супероткрытие сделать, конечно, но провести исследование, изучить какой-то вопрос.
Например, мы проводили работу по изучению бытовых фильтров. Почти у каждого же дома сейчас эти кувшинчики для воды с фильтрами — но никто не знает, действительно ли они эффективно воду очищают. Мы проверяли, как меняется эффективность фильтра средней ценовой категории в зависимости от его ресурса, от времени использования.
Оказалось, что фильтр нужно менять чаще, чем рекомендует производитель, но это всё равно выгоднее, чем покупать воду (даже если раз в 30 дней менять), к тому же используется меньше пластика. Вот такой вывод. Такие вещи формируют навыки исследовательской работы у студентов.