Примерное время чтения: 6 минут
338

Без дразнилок и страха. Что делать, если в класс пришёл особенный ребёнок

Начинается учебный год – это время, когда многие маленькие пермяки знакомятся с новым коллективом (кто-то идёт в первый класс, кто-то меняет школу или отправляется за парту после больничного). Что делать педагогам и родителям, если среди учеников появился ребёнок с особенностями здоровья, разбирался perm.aif.ru.

Командный подход

Особенности здоровья могут быть разными. Это инвалидность, ментальные нарушения или, к примеру, алопеция после химиотерапии. Одни особенности можно увидеть невооружённым глазом, другие проявляются в поведении. Как бы то ни было, необходимо создать в классе комфортную для всех атмосферу, говорят специалисты, чтобы избежать ссор, обид и недоразумений. Важно, чтобы были командная работа и индивидуальный подход.

«Педагог должен действовать в согласии с родителями ребёнка, обсудив с ними траекторию, по которой они вместе пройдут, – рассказывает педагог высшей категории, учитель русского языка и литературы гимназии № 10 Динара Чащухина. – Не все папы и мамы разрешают озвучивать, чем болеет их чадо. Иногда они не хотят акцентировать на этом внимание. И если нет явных признаков, отличающих ребёнка от других учеников, можно об этом не говорить.

Если родители хотят, чтобы дети знали и понимали, с кем они учатся, чтобы педагог провёл на эту тему беседу, то это доносится до одноклассников. В каком ключе это сделать – опять же следует обсудить с родителями. В обязательном порядке оповещаем и других учителей. Они должны знать об особенностях здоровья ребёнка, которые, к примеру, не позволяют ему заниматься определёнными видами деятельности, влияют на концентрацию внимания или режим питания. Главное – не навредить школьнику». 

По словам специалистов, бывает и так, когда родитель не хочет, чтобы информацию об особенностях здоровья ребёнка озвучивали, а педагог понимает, что рано или поздно остальные дети всё поймут. Как предотвратить конфликты и насмешки?

«Эту тему нужно прорабатывать в школьной психологической службе. Возможно, родитель не совсем верно подходит к решению этого вопроса, исходя из собственных страхов, оценивает ситуацию не очень объективно. Решение принимать ему, но точку зрения школьного психолога и педагога узнать будет не лишним.

Вместе можно найти наиболее приемлемое решение. Главное – помнить, что вопрос решается в интересах ребёнка. То есть, педагогу нужно предложить родителю проконсультироваться у школьного психолога, обсудить эти тонкие моменты изначально», – считает Динара Чащухина.

Не все папы и мамы разрешают озвучивать, чем болеет их чадо. Иногда они не хотят акцентировать на этом внимание. И если нет явных признаков, отличающих ребёнка от других учеников, можно об этом не говорить. Если родители хотят, чтобы дети знали и понимали, с кем они учатся, чтобы педагог провёл на эту тему беседу, то это доносится до одноклассников. В каком ключе это сделать – опять же следует обсудить с родителями.

«Часто бывает, что родители боятся отправлять ребёнка в школу. Они не знают, как его воспримут в классе. Им страшно. В этом случае мы проговариваем все возможные последствия и обсуждаем пути решения задачи», – поясняет медицинский психолог Краевой детской клинической больницы Вероника Кантеева.

Должен ли ребёнок присутствовать на этой встрече, решает семья. Только мама и папа знают, как их маленький школьник воспринимает свой недуг, насколько готов обсуждать его.

Спроси, как дела

Ребёнок с особенностями здоровья отправился в школу. Как родителю не пропустить признаки того, что ему некомфортно в классе?

«Бывает, что дети замыкаются, чувствуя свою исключительность среди сверстников. Здесь важен вопрос: «Насколько выстроен диалог между взрослым и ребёнком?» Родителю нужно каждый день спрашивать, что происходит в школе, как дела, с кем и как чадо общается. Бывает, что в быту взрослые забывают об этом», – рассказывает Вероника Кантеева.

Также родителям следует научить ребёнка отвечать на не очень приятные вопросы, касающиеся состояния здоровья, и объяснить, что окружающие задают их не для того, чтобы уязвить.

Родителю нужно каждый день спрашивать у ребёнка о том, что происходит в школе, как дела, с кем и как чадо общается. Бывает, что в быту взрослые забывают об этом.

«Вопросы могут быть разные. Например: «Почему ты лысый?», «Что у тебя с рукой?», «Почему тебя не было так долго?», «Чем ты болеешь?» В большинстве случаев дети просто интересуются. Родителям нельзя придавать таким вопросам негативный окрас. Не нужно говорить, что дети спрашивают об этом, потому что злые. Лучше вместе придумать, что отвечать – какие-то простые фразы», – рекомендует психолог.

Правильное воспитание

Проблемы с появлением особенного ребёнка в классе вряд ли возникнут, если другие ученики воспитаны в духе понимания и сострадания к тем, у кого возникли проблемы со здоровьем.

«С детьми важно разговаривать об этом. Даже если ребёнка с особенностями здоровья нет в классе. Вы можете встретить его на улице, в кинотеатре – где угодно. Если родитель сразу транслирует по этому поводу страх, неприятие, отвращение, то ждать от его ребёнка лояльности не приходится.

А ведь никто не застрахован от разных ЧП в жизни. Дети и взрослые не виноваты в том, что они отличаются. Даже если мы видим агрессивного ребёнка с особенностями развития, следует объяснить своему чаду: он сильно злится, потому что болеет, но хотел бы быть дружелюбным», – советует Вероника Кантеева.

Эта воспитательная линия должна также быть в работе классного руководителя и школ.   

«Дети могут помогать пожилым людям, животным, сиротам. Пусть выберут сами, а педагог организует их. Акции, которые сегодня проводят благотворительные фонды Перми, подразумевают простые способы поучаствовать в них. Главное, чтобы дети потом узнали об итогах: кому и как они помогли», – рассказывает Динара Чащухина

 Помогать или нет?

Ещё один важный вопрос: где грань между помощью однокласснику с особенностями здоровья в школе и неприятной для него навязчивостью?

«Это достаточно индивидуальная история. У нас есть дети, которые сами не могут подойти к доске. И нет ничего страшного, если им помогают. Но бывают истории, когда учитель начинает инвалидизировать ученика, когда это тому не нужно. Помогать следует в тех случаях, когда ребёнок не может справиться сам», – говорит Вероника Кантеева.

Адаптация в классе обычно занимает у детей с особенностями здоровья 3-6 месяцев.

Ещё больше информации в трансляции «АиФ-Прикамье»: 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах