Примерное время чтения: 8 минут
700

Что в тарелке? Как устроена система питания в школах Пермского края

Анастасия Ходыкина / АиФ

С осени прошлого года во всех школах России ввели бесплатное горячее питание для учеников начальной школы. В Пермском крае было много нареканий по организации и качеству питания. Собираются ли что-то менять в системе?

Руками в салат

Прикамье недавно прославилось на всю страну. В марте в пермской школе № 135 школьники сняли в столовой виде, на котором запечатлено, как работница пищеблока голыми руками раскладывает салат. Позднее городской департамент образования привёл объяснения повара столовой, которая утверждала, что работница кухни выкладывала руками остатки салата в отходы. Но это не единственная претензия учащихся к работе пищеблока. Дети жаловались на абсолютно несъедобную пищу, на недожаренные котлеты и многое другое.

Представители пермского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) утверждают, что в 2020 году край попал в десятку регионов с наибольшим количеством жалоб на школьное питание. К примеру, в ноябре прошлого года в пермской школе № 7 выявили факт массового заболевания учащихся из-за нарушения санитарно-эпидемиологических требований. У 13 детей и четверых взрослых обнаружили норовирусную инфекцию. Как выяснилось, заражение пошло от одного из сотрудников пищеблока.

А в столовых школ № 44, 119 и «Город дорог», которые  обслуживает один предприниматель, проверяющие обнаружили грязные полы. В тех же учебных заведениях и школе № 28 дети утверждали, что еду не всегда подают горячей. И чаще всего она бывает невкусной.

Изучив десятидневное меню, общественники обратили внимание не только на качество еды, но и на ценники. Они вызвали много вопросов: в одних школах отдельные блюда стоили, как целый завтрак, в других – цена одного омлета на завтрак была равна стоимости обеда. Такое несоответствие цен насторожило и родителей. Может быть, производители приобретали уценённые продукты?

Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Внеплановые проверки

Краевой Роспотребнадзор провёл с начала учебного года 182 внеплановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также 126 поставщиков пищевых продуктов и продовольственного сырья в общеобразовательные организации. Специалисты проводили различные лабораторные исследования сырой продукции, а готовые блюда проверяли на микробиологические и санитарно-химические показатели, содержание витаминов и микроэлементов, а также на температуру подачи и пр. Нарушения выявили в оформлении документации, технологии приготовления блюд, соблюдении санитарного состояния и т.д. Также выяснилось, что сотрудники не соблюдали правила личной гигиены. По итогам проверок возбудили 272 дела об административных правонарушениях, назначили административные штрафы.

Культура правильного питания

Но дело не только в нарушениях в приготовлении блюд. Представители родительского контроля рассказывают, что на подносах, отправленных в мойку, много остатков завтраков и обедов. Дети не хотят есть школьную еду. И дело тут не только в квалификации поваров. В большинстве российских семей не сформирована культура правильного питания детей. Это объяснятся многими факторами: занятость родителей,  недостаточность бюджета, испорченность вкусовых пристрастий. Проблемы школьного питания недавно обсуждали в Москве на заседании круглого стола «Здоровое питание — детям».

«Одно дело, когда неправильно питается уже сформировавшийся человек. И совсем другое — питание организма, развивающегося умственно и физически. Неправильное питание в детстве приводит к серьёзным проблемам со здоровьем в будущем», - считает д. м. н., диетолог Михаил Гинзбург.

«Мы разработали комплексную программу, которая состоит из четырёх разделов: новые знания о полезном питании для родителей, новое меню, новые подходы в организации и новые возможности родительского контроля, - поделилась планами руководитель проекта «Здоровое питание — детям» Елена Нечаева. - В частности, из меню предлагаем убрать блюда с высоким содержанием сахара, полностью исключить использование вредных трансжиров. Еду для школьников готовить на оливковом масле вместо подсолнечного и маргарина». 

В качестве эксперимента участники круглого стола предложили в пилотных регионах организовать школьное питание в формате шведского стола, как это уже делается в некоторых школах Татарстана. В учебных заведениях предложили ввести штатную должность диетолога-организатора школьного питания. Этот человек будет проводить уроки здорового питания и делиться знаниями с родителями и с детьми.

Пока все эти предложения только обсуждаются. Но очевидно, что реформа системы школьного питания назрела.

Как учесть предпочтения каждого?

«В 2020-2021 гг. наши эксперты проверили 16 школ Перми, провели десятки встреч с представителями ведомств и пришли к выводу, что необходимо создавать региональную модель социального питания, - рассказала руководитель Регионального исполкома ОНФ Елена Шлыкова. - Она должна быть вариативной, адаптированной под разные типы учреждений и школ. В учебных заведениях, где более тысячи ребят, питание должно быть организовано несколько иначе, чем в сельской школе с 50 учениками. Основные выявленные проблемы – низкое качество продуктов, нарушение технологии приготовления блюд и отсутствие у детей привычки есть здоровую, полезную, сбалансированную пищу.

по новым правилам из мен школьников исключены колбасные изделия.
по новым правилам из мен школьников исключены колбасные изделия. Фото: pixabay.com

Здесь важна помощь родителей. Есть школы, например, где контролем занимаются родительские комитеты. Сложно складывается ситуация с формированием меню: некоторые продукты, которые повара обязаны включать в рацион в соответствии с требованиями СанПиН, дети не едят. Например, многие ребята любят пюре с сосиской (по новым требованиям колбасные изделия исключены из детского питания), но отказываются от тушёной капусты или рыбного суфле. Некоторые и вовсе привыкают к бутербродам, принесённым из дома в контейнере, а горячую пищу есть не хотят. Поэтому необходимо продумать механизмы учёта предпочтений детей разного возраста при выборе меню для эффективного расходования колоссальных бюджетных средств».

Многие дети с большей охотой едят бутерброды, чем горячий обед в столовой.
Многие дети с большей охотой едят бутерброды, чем горячий обед в столовой. Фото: pixabay.com

Кто отвечает за качество?

«В регионе бесплатным горячим питанием обеспечены все ученики с 1 по 4 классы, - рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина. - Это более 145 тысяч ребят. В 2021 году на это из федерального и краевого бюджетов выделили 1,9 млрд рублей. Стоимость обеда - 75,5 руб.

В основе ежедневного питания детей - рекомендованное десятидневное меню, согласованное с Роспотребнадзором. Учащиеся в первую смену получают завтрак: закуска, горячее блюдо, напиток. Детей, которые учатся во вторую смену, кормят обедом: закуска, первое и второе, сладкое блюдо и напиток. Меню учитывает калорийность суточного рациона детей.

Продукты закупают 283 школы – это 32 % от общего количества общеобразовательных учреждений края. В 602 школах (68 %) питанием занимаются сторонние организации на базе пищеблоков школ.

За качество питания и выбор поставщика в первую очередь отвечает образовательная организация. Контролируют процесс органы местного самоуправления. Сотрудники нашего ведомства проводят выездные проверки школ. Особое внимание школам, на организацию питания в которых поступают жалобы. У нас работает краевая горячая линия – 217-79-19. Кроме того, родители могут оставить свой отзыв или предложение по организации горячего питания в школе на порталах «Управляем вместе» и «Госуслуги»».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах