Интерес к инженерному образованию в последние годы снизился. У промышленников есть потребность в кадрах, а вот молодёжь на производство идёт неохотно. Во многом молодым людям просто не хватает знаний. Наука и технологии развиваются так быстро, и на ходу сложно сориентироваться, будет ли спрос на ту или иную специальность. Чтобы школьник мог сам оценить их перспективность, его нужно «настроить» на техническую волну.
С начала учебного года в 27 детских садах региона открыли ресурсные центры по робототехнике. Эксперты считают, что это направление помогает не только учиться, но и влияет на выбор профессии. О том, как родителям воспитать любовь к технике, рассказала доцент кафедры информационных технологий ПГНИУ Динара Гагарина.
Цифровые аборигены
Лариса Садыкова, «АиФ-Прикамье»: Почему мода на робототехнику становится нормой для детских садов и школ?
Динара Гагарина: Робототехника – очень ценный инструмент для образования, потому что включает в себя сразу несколько научных направлений. Математика, информатика, технология, эстетика и творчество интегрированы в один общий процесс. Ребёнок, который создаёт робота, использует знания в разных областях и видит результат своих знаний. Поехал робот или нет? Выполнил задание или не выполнил? Учить физику в теории скучно, а робототехника помогает на практике понять, как связаны точные науки в жизни.
- Дошколята не знакомы ни с физикой, ни с информатикой. Не рано строить роботов?
- На уровне детского сада это не робототехника в чистом виде. Как минимум, когда они работают с конструктором, развивают мелкую моторику, а игру совмещают с работой на компьютере или планшете. Педагог ставит задачу: сделать робота, который сначала проедет прямо, а потом развернётся. Дети придумывают саму конструкцию, собирают её и программируют. Да, они ещё не знают основ физики и информатики, но уже получают представления о их работе на опыте.
Робототехника в детском саду как раз даёт понимание, что гаджеты и современные технологии – это не только игрушки или возможность посмотреть мультики без телевизора. Формируется понимание, что всё это можно использовать для чего-то большего.
- Гаджетов в жизни детей и без того слишком много, стоит ли добавлять?
- Робототехника в детском саду как раз даёт понимание, что гаджеты и современные технологии – это не только игрушки или возможность посмотреть мультики без телевизора. Формируется понимание, что всё это можно использовать для чего-то большего.
- Далеко не все дети обладают техническим складом ума. Получается, робототехника хоть и хороший инструмент в образовании, но не универсальный?
- Это ещё один аспект робототехники. На занятиях ребята работают в группах. Им надо не только создать и запрограммировать робота. Надо придумать его внешний облик и представить его. И эти функции выполняют как раз дети с творческими и артистическими способностями. Кроме того, командная работа – это хорошая социализация, ребята учатся сообща достигать общей цели. Этот навык полезен всем.
Экономика против
- Где в обычной жизни можно встретить робота?
- Если говорить о классическом понимании, робот – это механизм, который умеет оценивать обстановку и с учётом данных самостоятельно, без участия человека, принимать решения. Самый простой пример - это робот-пылесос, который есть у многих. Он умеет оценить ситуацию: объезжает преграды, а когда приближается к краю лестницы, разворачивается, чтобы не упасть с неё. И есть промышленная робототехника. Её классический пример – робот-манипулятор, который используют на производстве. Если говорить образно, это механизм в виде руки, которая выполняет определённое действие, перемещает предмет, соединяет детали.
На сварку велосипедной рамы робот тратит пять минут.
- Российские предприятия охотно используют такие машины?
- Есть общепринятый измеритель роботизации: сколько роботов внедрили на производстве на 10 тысяч человек. В 2015 году в среднем по миру он был равен 66, в Корее, которая в числе лидеров, – 500. В России - два. Даже если статистический показатель занижен в разы, уровень у нас в стране всё равно очень низкий. Причина в том, что человеческий труд у нас стоит значительно дешевле, чем в Европе. С учётом нестабильной экономики мало кто решается инвестировать в роботов большие деньги. Ведь они вернутся через несколько лет. И производят роботов в России тоже очень мало.
Не гнаться за лидерами
- Тогда зачем нам профессиональные робототехники?
- Робототехника – это не только производство. В мире есть две компании, которые лидируют в продажах. Они делают качественную продукцию, которую многие покупают. Нет смысла их догонять.
Лидеры выпускают роботы-манипуляторы, но чтобы такой эффективно работал на вашем заводе, его недостаточно купить. Нужны системные интеграторы – люди, которые адаптируют, настроят робота под конкретную производственную задачу. Они – важный элемент в робототехнике, востребованный на рынке. Когда говорят о развитии робототехники у нас в стране, в первую очередь имеют в виду именно это направление.
Предприятия потихоньку всё-таки внедряют роботов. Например, в крае их использует производитель велосипедов. Там внедрили роботизированные комплексы для сварки рам и тем самым снизили трудозатраты в восемь раз! Увеличили выпуск до 14-15 тысяч рам в месяц. Производительность одного комплекса – одна рама за пять минут.
Предприятия, которые чувствуют себя уверенно, понимают, что роботизация – это шаг в будущее, возможность для развития.