Примерное время чтения: 5 минут
1286

Художники в ползунках. Зачем нужны школы раннего развития?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Прикамье 06/09/2017
Самые продуктивные часы для занятий с ребёнком - это первая половина дня.
Самые продуктивные часы для занятий с ребёнком - это первая половина дня. / Александр Фирсов / АиФ

Психологи же критически подходят к слишком раннему развитию. Вместе с детским психологом, кандидатом психологических наук Оксаной Богомягковой разбираем пользу и вред от подобных школ для малышей и как выбрать хорошую «развивайку».

Дань моде

Анастасия Переверзева, «АиФ-Прикамье»: Оксана Николаевна, стоит ли форсировать развитие ребёнка?

Оксана Богомягкова: Форсировать развитие – абсолютно точно не стоит. Достаточно, если вы будете знать возрастные особенности и возможности ребёнка. В раннем возрасте, от года до трёх лет, основная его потребность – исследовать предметный мир, окружающее пространство. На пути познания малышу обязательно нужен сопровождающий взрослый, этакий путеводитель, который может ответить на вопросы, а ещё лучше – их предвосхитить, познакомить с новым предметом.

Когда у родителей зарождается идея раннего развития своего чада, важно отделить потребности и интересы ребёнка от своих собственных. Часто основные мотиваторы при выборе подобных школ – дань моде (быть как все), нереализованный интерес самого родителя (у меня этого никогда не было, так пусть хоть у моего ребёнка будет) или чувство вины (я много работаю, у меня не хватает времени на занятия, но я найду ему лучших специалистов и отдам в школу раннего развития).

– Какая польза от «развиваек»? Стоит ли беспокоиться тем родителям, кто не водит своих малышей на занятия?

– Водить или нет ребёнка в школы раннего развития – это решать родителям. Любое решение допустимо, если оно принимается без фанатизма. Подобные школы дают малышу опыт общения со сверстниками, расширяют его социальное пространство, учитывают зону его ближайшего развития и образовательные потребности. Вместе с тем мама имеет возможность отвлечься на общение в близком ей сообществе других мам. Она тоже меняет пространство и форму активности, она тоже учится – учится сопровождать своё чадо на пути его познания. Если семья может обеспечить всё самостоятельно – нет оснований полагать, что дети без «развивайки» будут отставать от своих сверстников, которые её посещают.

Без фанатизма

– Есть ли оборотная сторона медали у таких школ? Чем чревато слишком раннее развитие?

– Риски подобных школ связаны с фанатичным стремлением родителей сделать своего ребёнка умнее, серьёзнее, спокойнее своих лет. То есть они стремятся его видеть не по годам взрослым и умным. Для них это удовлетворение собственных ожиданий и планов, а для ребёнка – старт гонки за стремлением оправдать ожидания родителей и потеря детской непосредственности. В повседневной практике именно эта категория детей имеет низкий уровень мотивационной готовности к школе.

– С какого возраста вы бы посоветовали начинать развивающие занятия?

– Заниматься с ребёнком имеет смысл ещё с пренатального (внутриутробного) периода его развития. Компетентными родителями не рождаются, ими становятся. Хорошо, если мамы и папы до того, как примут решение о школе раннего развития, обогатятся знаниями сами. Сходят на тренинги или консультацию с психологом. Специалист расскажет об особенностях возраста вашего малыша и поможет решить, когда и как лучше его развивать.

– Школы предлагают малышам различные направления: музыкальные, танцевальные, спортивные, языковые... С какого вида лучше начать?

– Выбор творческого или интеллектуального направления связан с так называемыми сензитивными периодами. В развитии детской психики есть благоприятные периоды для освоения музыки, литературы, изобразительного искусства, спорта, языков. Например, для музыкально-двигательных способностей – это возраст от трёх лет, для литературных и языковых способностей – от четырёх. Для детей до трёх лет важно общее развитие и возможность попробовать себя в разных формах активности.

– Как выбрать хорошую школу развития?

– О качестве школы или центра вам скажет сам ребёнок. Обращайте внимание на него, на его телесные и эмоциональные реакции. Здесь не важны регалии и статусы учреждения – важен педагог, который или пробудит в ребёнке интерес к познанию и поиску, или загубит детскую мотивацию на долгие годы. Познакомьтесь с педагогом, расспросите про его опыт, узнайте, по какой программе работают с детьми в этой школе. Задавайте вопросы и не стесняйтесь своего незнания – вы ведь за этим и пришли, чтобы «подрастить» в себе родителя.

– Как правильно распределить нагрузку, чтобы занятия шли на пользу?

– Самые продуктивные часы для занятий с ребёнком – это первая половина дня. Важно, чтобы у малыша был устойчивый режим дня и обязательно дневной сон. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах