Пермские водители регулярно жалуются на состояние дорог в городе и крае. Проблемы объясняют качеством укладки асфальта, увеличением потока машин и даже изменением климатических условий.
Особенно заметны дефекты на дорогах становятся с наступлением летнего периода. Колеи, трещины и вспучивание асфальта порой появляются даже на сравнительно недавно построенных дорогах и требуют соответствующего ремонта.
Корреспондент сайта «АиФ-Прикамье» побывал в одной из лабораторий по испытанию дорожно-строительных материалов и выяснил, соответствуют ли пермские дороги нормам ГОСТа.
Анализ образцов
Каждый день на анализ в эту лабораторию привозят пробы асфальта с разных городских дорог. Сегодняшний день не исключение, сейчас здесь находятся образцы дорожного покрытия с улицы Уральская, Северной дамбы и участка дороги Стаханова-Чкалова.
Контроль качества дорожных материалов осуществляется в три этапа.
Первый этап контроля – это проверка мелкого заполнителя, щебня, минеральных добавок и т.д. в составах смеси для укладки. Второй этап проводят при отборе проб из бункера асфальтобетонного завода, анализируется наличие всех компонентов, а также характеристики смеси. Третий этап – отбор образцов из уложенного покрытия и анализ их показателей.
Отбор образцов готового дорожного покрытия сотрудники лабораторий проводят самостоятельно, от подрядчиков образцы не принимаются. Они выезжают на объекты и с помощью специального прибора – керноотборника, берут образцы асфальта – индивидуальные керны.
Образцы везут в лабораторию, где при помощи весов, воды, вакуумной установки и специального пресса анализируются их характеристики.
В среднем анализ одной пробы осуществляется за два дня.
«У щебня проверяются такие показатели, как зерно, прочность, проводятся испытания на дробильность и содержания лищадных частиц. У асфальтобетона изучаются показатели водонасыщения, коэффициент уплотнения и физико-механические показатели», – рассказал об особенностях лабораторных испытаний ведущий инженер лаборатории МКУ «Пермблагоустройство» Алексей Гагаринов.
Стоит отметить, что работы проводятся в строгом соответствии с нормами ГОСТа и СанПина, а все полученные сведения фиксируются.
Например, показатели водонасыщения изучаются методом взвешивания сухого образца, образца в воде, влажного образца на воздухе и образца после его нахождения в вакуумной установке.
Затем проводятся необходимые расчёты и вычисления показателей.
Эталонный образец
После всех испытаний эти же пробы в идеальных условиях переформовываются в эталонный образец. Этот процесс состоит из нескольких стадий.
Сначала пробы нагреваются в печи при температуре около 140 градусов и превращаются в смесь, которая насыпается в формы. При этом для каждого вида асфальтобетона, который может быть крупно- или мелкозернистым, используются определённые формы.
Формы помещаются на виброплощадку для распределения щебня, а затем смесь формуется на прессе.
Так изготавливаются эталонные лабораторные образцы, которые затем должны остыть в течение суток.
После этого эталоны испытывают так же, как и пробы подрядчика, определяются их плотность, показатель водонасыщения и физико-механические свойства.
Отношение показателей испытаний называется «коэффициент уплотнения», который является характеристикой качества укладки дороги.
Если результаты оказались отрицательные, и дорожное покрытие не прошло испытания, то подрядчику выдается соответствующий протокол. После этого подрядчик должен переделать покрытие за свой счет, а выполненная работа оплачивается только после того, как он сдал объект.
«На данный момент есть результаты по улице Уральская, там мы отбирали нижний и верхний слои покрытия. Все результаты соответствуют ГОСТу. Кроме этого, нами взят на анализ асфальтобетон на Северной дамбе и на участке магистрали Стаханова-Чкалова. Сейчас эти образцы проходят испытания на соответствие нормам», – поделился данными инженер лаборатории Алексей Гагаринов.
Всему виной основание
Согласно лабораторным данным, меньше 10% образцов дорожного покрытия не проходят испытания. В некоторых случаях это связано с тем, что подрядчик укладывал холодную смесь. При укладке асфальта температура должна быть не ниже 130 градусов. Также возможны случаи «недокатки» дорожного полотна катком.
Но, в основном, проблема качества дорог в городе заключается не в качестве укладки асфальтобетонной смеси, а в состоянии оснований под дорогами.
«Основания под дорогами не менялись многие годы. Они были рассчитаны на старые нагрузки, которые сильно отличаются от современных», – рассказал главный инженер МКУ «Пермблагоустройство» Матвей Чувашов.
Например, фура являлась отдельным транспортным средством, под которое делался расчёт как под единичную нагрузку, т.е. допускалось, что в сутки по дороге может проехать только один такой автомобиль.
Что делать с ямами на дорогах? 7 идей от Крошки Ши | Фотогалерея
Но сейчас гружёные машины ездят днём и ночью, и нагрузка на дороги увеличилась в несколько раз. На такую эксплуатацию основания пермских дорог не рассчитаны.