aif.ru counter
99

Сдавать и не бояться. Как помочь детям победить стресс перед ЕГЭ

Выпускные экзамены в школе – один из важнейших жизненных этапов. И родители, и дети понимают: результаты ЕГЭ – своего рода билет во взрослую жизнь.

Если вы видите, что ребёнок не готовится к предстоящим экзаменам, спросите его, почему он так поступает, что мешает.
Если вы видите, что ребёнок не готовится к предстоящим экзаменам, спросите его, почему он так поступает, что мешает. © / Анастасия Есауленко / АиФ

От результатов экзаменов зависит, поступит ли ребёнок в желанный вуз, пройдёт ли на бюджетное место, станет ли тем, кем мечтал. Поэтому выпускники и их родители всегда так сильно переживают перед экзаменами.

Укротить тревогу

По словам психолога, консультанта службы психологической помощи ПГНИУ Lumos Михаила Сухогузова, две главные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники, – тревожность и прокрастинация (склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел. – Ред.). Чтобы научиться бороться с ними, понадобится время. На дворе сентябрь, до ЕГЭ остаётся около девяти месяцев. Сейчас самый лучший момент начать не только решать тесты, но и морально готовиться к экзаменам.

Вопрос, как не волноваться из-за экзаменов, мучает почти всех старшеклассников.

«Совсем перестать переживать не получится, но постепенно можно научиться бороться с тревогой. Волноваться – это нормально. Плохо, когда переживания захватывают и парализуют. Наши эмоции – это реакция на то, что мы думаем про ту или иную ситуацию. К примеру, решая задание, школьник думает: «Это я не помню» или «Это мы не проходили». И у него автоматически появляется мысль, что он провалит экзамен, всё будет плохо, он не поступит в вуз, – объясняет Михаил Сухогузов. – Чтобы справиться с этим, нужно остановиться и начать задавать вопросы. Почему я чувствую страх? Что самое худшее может случиться, если я не выполню задание? Как я смогу с этим справиться? То есть нужно соотнести страх с реальностью и попытаться рационально подойти к проблеме. Как только человек начинает думать и анализировать ситуацию, он постепенно успокаивается и находит выход. Звучит просто, но чтобы научиться пользоваться этим, нужно время. Зато освоив этот навык, вы сможете справиться с тревожностью».

Начать с 15 минут

Гораздо острее перед выпускниками стоит проблема с управлением временем для подготовки к испытанию. Тут главный враг – прокрастинация.

«Для начала надо понять, что прокрастинация, как и страх или тревожность, – нормальное состояние, свойственное всем. Иногда стоит немного полениться. Но школьникам откладывание дел чаще всего не идёт на пользу, – рассказывает психолог. – Вместо изучения материала они занимаются другими делами. Почему? Их пугает процесс подготовки и его возможный результат. Им неприятны мысли, что им будет сложно или что-то не получится. Поэтому они откладывают полезное дело и занимаются чем-то другим – моют посуду, идут в магазин, сидят в соцсетях и т. д. При этом они пытаются найти этому рациональное объяснение, оправдывают свои действия тем, что пока им некогда готовиться, у них есть другие, более важные дела».

Один из методов решения – поведенческая активация.

«Вне зависимости от своих мыслей и чувств заставьте себя в течение короткого промежутка делать то, что нужно. Начните с 15 минут, можно поставить таймер. Дайте себе установку: 15 минут я занимаюсь, а следующие 10 минут делаю то, что хочу, – советует психолог. – Так вы потихоньку приучите себя к тому, что нужно готовиться. Постепенно увеличивайте время, которое тратите на подготовку. Чаще всего люди втягиваются. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Начав заниматься, вы постепенно заинтересуетесь, внимание сконцентрируется. И вам не захочется отвлекаться и делать перерыв».

Если бороться с прокрастинацией совсем не получится, стоит задуматься: может быть, причина глубже.

«Случается так, что школьник отлынивает от подготовки, потому что выбрал неправильный предмет – тот, который ему не нравится, не нужен или сдачу которого навязали родители. Тогда стоит подумать о замене предмета для экзамена», – объясняет психолог.

Стать ребёнку другом

В год сдачи ЕГЭ стресс испытывают не только школьники, но и их родители. Им тоже нужно учиться бороться со своими эмоциями, ведь их сыновьям и дочерям как никогда нужна поддержка.

Михаил Сухогузов советует обязательно разговаривать с детьми. Если вы видите, что ребёнок не готовится к предстоящим экзаменам, спросите его, почему он так поступает, что мешает.

«Но ни в коем случае не надо нависать над школьником, бросать в его сторону фразы типа таких: «Ну-ну, вижу я, как ты готовишься», «Вот не сдашь ЕГЭ – будешь дворником» и т. д. В таких случаях ребёнок либо отмахнётся от родителей, либо обидится или начнёт видеть в них своего рода врагов, – объясняет психолог. – Родителям важно понять, что выпускник – это уже взрослый человек, поэтому нужно менять модель отношений с ним. Постарайтесь говорить с ним на равных. Попробуйте стать ему другом, выступайте в роли опытного старшего товарища, наставника, а не третирующего родителя. Если ребёнок не сдаст ЕГЭ, он не перестанет быть вашим ребёнком. Скажите ему, что понимаете его чувства (страх, волнение) и спросите, чем вы можете ему помочь. При этом помните: предлагая помощь, не навязывайте её».

По словам психолога, лучшее, что может сделать родитель для ребёнка, – помочь с планированием.

«Можно подойти к подготовке к экзаменам как к проектной деятельности. Помогите ребёнку поставить цель, задачи, распределить нагрузки и время, составить список литературы. Но не забывайте оставлять время для передышки. График подготовки должен быть гибким и обязательно включать в себя перерывы и время, которым ребёнок может распоряжаться по своему усмотрению», – объясняет психолог.

Родителям надо помнить, что даже если их ребёнок плохо сдаст ЕГЭ, он останется их ребёнком.
Родителям надо помнить, что даже если их ребёнок плохо сдаст ЕГЭ, он останется их ребёнком. Фото: АиФ/ Полина Седова

Михаил Сухогузов советует родителям бороться с собственной тревожностью по той же схеме, которую предлагает для школьников.

«Задайте себе вопрос: что именно внушает вам страх? Соотнесите свой ответ с реальностью – насколько вероятен тот или иной исход, так ли он страшен? Какой смысл тревожиться просто так? Не застревайте в своих эмоциях, а подумайте, что можете изменить. Надо максимально рационально подходить к проблеме. Спокойно осмыслите происходящее, не принимайте поспешных решений», – говорит психолог.

Папы и мамы могут тревожиться, но не заражать этой тревогой детей.

День X

Самые сильные переживания одолевают школьников в день сдачи экзамена. Есть несколько вариантов успокоиться, когда эмоции зашкаливают.

«Прийти в себя помогают дыхательные техники, мышечная релаксация (постепенно напрягите все мышцы тела и расслабьте), а также игрушки-антистресс. Можно носить с собой какие-то вещицы (что-то вроде талисманов), на которые можно переключить внимание в стрессовой ситуации», – советует психолог.

Большой стресс выпускники также испытывают в день оглашения результатов экзаменов. Как же успокаивать себя тем школьникам, которые неудачно справились с ЕГЭ?

«Всегда нужно осознавать риски. Но при этом важно понять: безвыходных ситуаций почти не бывает. Всё можно исправить. Экзамены можно пересдать. Многие переживают, что потеряют из-за этого год или им придётся идти в армию. Но ведь всё это можно пережить, справиться с обстоятельствами. Не стоит делать из ситуации катастрофу. Жизнь не заканчивается из-за плохих результатов ЕГЭ», – говорит психолог.

Не принимайте за катастрофу невыполненное задание.
Не принимайте за катастрофу невыполненное задание. Фото: pixabay.com

Михаил Сухогузов уверен, что во многом проблемы с волнением возникают из-за того, что школьников не учат справляться с психологическими трудностями.

«У нас достаточно низкий уровень психологической культуры. Сейчас говорят о том, чтобы ввести в школах обязательные уроки психологии. Думаю, это хорошая идея», – говорит Михаил.

Кстати, 14 сентября пройдёт день открытых дверей подготовительных курсов ПГНИУ для школьников 9-11 классов. Один из мастер-классов –«Психологический блокбастер «Как стать студентом?» –проведёт Михаил Сухогузов. Он на нём он подробно расскажет, как готовиться к экзаменам и побороть прокрастинацию, заставить эмоции работать на себя и принимать решения в стрессовой ситуации ЕГЭ. 

День открытых дверей подготовительных курсов ПГНИУ начнётся в 16.00 в восьмом корпусе университета ( улица Генкеля, 8 ), аудитория 202 – вход свободный. Пройти предварительную регистрацию и посмотреть полную программу события можно на сайте или группе «Вконтакте».

Какие книги полезно почитать?

Родителям:

  • Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»
  • Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Школьникам:

  • Сергей Шабанов, Алёна Алёшина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
  • Дмитрий Ковпак «Олимпийское спокойствие. Как его достичь?»
  • Глеб Архангельский «Время. Большая книга тайм-менеджмента»


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?