Примерное время чтения: 15 минут
471

Будущее начинается сегодня. Какие вызовы стоят перед школами и вузами?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Прикамье 29/08/2018 Сюжет Выпускнику-2020
В Пермском крае самый высокий конкурс среди регионов Приволжья в организации профессионального образования.
В Пермском крае самый высокий конкурс среди регионов Приволжья в организации профессионального образования. / Станислав Ломакин / АиФ

Эти и другие насущные вопросы обсудили на конференции педагогических работников «Образование в Пермском крае: взгляд в будущее». Она прошла в Перми 23 августа. Вот основные темы, внимание на которых на конференции заострили губернатор Максим Решетников, министр образования и науки края Раиса Кассина и федеральные эксперты.

Остановить утечку мозгов

Максим Решетников выделил три основных задачи, которые сегодня стоят перед системой школьного и среднего профессионального образования в крае. Это собственно образовательная, воспитательная и оздоровительная функции.

И с образованием дела у прикамских школ обстоят неплохо. Об этом говорят, например, результаты ЕГЭ в нашем крае.

«Прошлый учебный год в очередной раз показал, что мы имеем достойные результаты по ЕГЭ, качество среднего образования продолжает расти. В регионе выросло число стобалльников (со 140 до 145. – Авт.) и тех выпускников, кто сдал три экзамена на 225 баллов и выше (на 38 человек больше. – Авт.). 72% из тех высокобалльников, кто поступил в пермские вузы, выбрали приоритетные для нашего края технические, IT и естественнонаучные специальности», – сказал глава региона.

При этом Максим Решетников сразу же назвал тревожные моменты.

«Чем лучше в школах готовят выпускников, тем больше молодёжи мы «теряем». В этом году почти каждый второй из 225-балльников (48%) поступил в вузы других регионов. Это проблема наших вузов, которая имеет две стороны. Во-первых, у нас не так много бюджетных мест в вузах. Хотя в этом году мы добились заметного их увеличения (более чем на 400 мест. – Авт.), но число выпускников растёт ещё большими темпами. Поэтому ставлю задачу перед нашими вузами и правитель­ством края по увеличению бюджетных мест. Во-вторых, есть необходимость повышения качества образования в высших учебных заведениях края. Здесь жду более активной работы от самих вузов», – добавил губернатор.

В свою очередь, Раиса Кассина на конференции обозначила главные позитивные сдвиги по итогам ЕГЭ-кампании в этом году.

«Вырос средний балл по русскому языку, математике (базовый уровень), химии, информатике, истории, немецкому языку. Причём по математике средний уровень наших выпускников – 4,7 балла. Для сравнения, в России он составляет 4,2 балла. Одна из причин – наш проект «Я люблю математику», все участники которого сделали большой рывок в результатах на ЕГЭ. Выросла доля высокобалльных работ по химии, русскому языку, истории, обществознанию. В разы увеличилось число стобалльников по химии (с 4 до 12), информатики (с 5 до 19). Сократилась доля выпускников, не сдавших математику, физику, историю и географию», – сообщила Раиса Кассина.

Она особо отметила трёх выпускников пермских школ, которые в этом году сразу два экзамена сдали на 100 баллов. Это два выпускника школы № 146 Андрей Басов (информатика, русский язык) и Ярослав Колточенко (информатика, математика), а также Евгения Симонова из гимназии № 6 (русский язык, обществознание).

Ещё одно свидетельство хорошего уровня среднего образования в крае: в этом году прикамские школьники собрали небывалый урожай медалей на всероссийских олимпиадах – восемь человек стали их победителями, двадцать один – призёром. Каждый второй участник заключительного этапа всероссийской олимпиады из нашего края, если говорить спортивным языком, «попадает в призы».

А выпускник школы № 146 Михаил Селюгин второй год подряд завоёвывает бронзовую медаль на Международной олимпиаде по географии (iGeo).

Раиса Кассина напомнила, что с прошлого года победители российской олимпиады из нашего региона получают из краевой казны премию в 100 тысяч рублей, призёры – 50 тысяч рублей.

Строительный бум

Демографический вызов, с которым в системе дошкольного образования столкнулись уже давно, в последние годы докатился и до школьной. В прошлом году число учащихся в прикам­ских школах выросло на 7,3 тысячи человек, в этом – почти на 6 тысяч, через год прирост ожидается ещё на 6 тысяч. Поэтому в крае грядёт, а точнее уже начался строительный школьный бум. В 2017 г. открыли две школы в Култаево и Фролах (Пермский район), а также три детских сада (число дошколят тоже ежегодно растёт) – в Перми, Кунгуре и с. Архангельское (Юсьвинский район). В этом году 1 сентября свои двери распахнут новый учебный корпус пермской школы № 59, школы в с. Верх-Язьва (Красновишерский район) и д. Сейва (вместе с садиком, Гайнский район), детсад в пермском микрорайоне Грибоедовский.

До конца 2018 года планируется сдать ещё три школы и восемь детсадов в разных районах Прикамья. Всего же в 2018-2021 гг. в регионе должны открыть 27 новых школ. И это минимум.

В системе среднего профобразования большая стройка намечается в Пермском авиационном техникуме им. Швецова.

«В сентябре планируем объявить конкурс на возведение нового учебного корпуса для авиатехникума. По сути, мы строим новый техникум. Договорились, что построим для него и общежитие. Уже внесли в адресную программу, а депутаты Заксобрания утвердили его. Кроме того, в Перми началось возведение общежития для иногородних студентов. Планируем, что уже в октябре 2019 г. этот объект сдадут», – говорит Максим Решетников.

По СПО лучшие в ПФО

Не отстаёт от школьного образования в крае и система проф­образования (СПО). По словам Максима Решетникова, сегодня в Прикамье лучшая в Приволжском округе СПО. Так, в нашем крае самый высокий конкурс – 2,2 человека на место. Важно, что высокие конкурсы наблюдаются по востребованным направлениям для нашего региона, где ставку делают на развитие промышленности и цифровой экономики. Это такие специальности, как «Компьютерные системы и комплексы» (9,24 человека на место), «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов» (8,88) и «Технология машиностроения» (8,56).

По словам Раисы Кассиной, в ближайшие годы в крае продолжат увеличивать набор в СПО на специальности из Топ-50, востребованных в России.

В нашем регионе продолжает набирать обороты, пусть и не семимильными шагами, система дуального образования, когда студенты старших курсов СПО половину времени проводят на производственной практике на предприятиях и выходят из стен учебного заведения готовыми специалистами.

В новом учебном году участниками проекта станут уже 900 студентов из 28 образовательных организаций. Они будут обучаться по 45 программам дуального образования.

Уберечь от беды

Разумеется, 23 августа на конференции не обошли вниманием трагедии (а иного слова к этим печальным событиям не подобрать), которые в этом году ужаснули не только наш край, но и Россию: январское нападение на учеников младших классов в школе № 127 и недавняя смерть 14-летней девочки в Краснокамске, погибшей от истощения. Тема обеспечения безопасности детей в образовательных учреждениях, помощи школьникам, оказавшимся в тяжёлой ситуации, и профилактики детского неблагополучия стала ключевой на краевом педсовете в этом году.

Максим Решетников рассказал, что сегодня власти региона меняют подходы к обеспечению безопасности в школах и детсадах. В этом году в Перми запустили пилотный проект охраны образовательных учреждений, который реализуется по кластерному или кустовому принципу. Его суть – за физическую охрану и техобслуживание нескольких учреждений на одной территории отвечает одно ЧОП, а не разные, как раньше, организации. Сигнал тревожной кнопки и видео со всех камер наблюдения поступают в единую диспетчерскую службу. Это позволяет эффективнее контролировать системы безопасности и быстрее реагировать на внештатные ситуации.

«Думаю, что уже в этом году мы примем решение о тиражировании этого проекта», – пообещал Максим Решетников.

Раиса Кассина добавила, что две этих страшных трагедии не позволяют прикамским педагогам жить и работать так, как прежде.

«Такие трагедии могли повториться в каждой школе. Призываю по-другому отнестись к этой проблеме, сделать её задачей номер один в новом учебном году. Её невозможно формализовать, свести к цифровым показателям. Мы не можем вам сказать: «Любите детей на 100%!» или «Станьте добрее на 20%». Задачу чуткого отношения к проблемам каждого школьника и реальной, а не формальной помощи своим ученикам в кризисных ситуациях нужно почувствовать, понять и принять. Хотим, чтобы эту нашу общую боль вы донесли до каждого учителя», – обратилась к директорам прикамских школ Раиса Кассина.

Три уровня помощи

Оцифровать задачу чутко относиться к ученикам нельзя, но профилактические меры по выявлению детского неблагополучия, чтобы вовремя помочь школьнику, выработать можно и следовать им нужно. Об этих мерах на конференции 23 августа подробно рассказала зам­пред краевого правительства Татьяна Абдуллина.

В нашем регионе создадут единую информационную систему, в которой будет аккумулироваться информация о каждом ребёнке из разных источников и ведомств (данные из полиции, медицинских учреждений, сведения о проблемах в семье и т. д.). В крае организуют трёхуровневую модель психологической службы, которая будет работать с детьми и подростками в зависимости от сложности их проблем.

«На ранних стадиях, когда только возникают проблемы с поведением и (или) успеваемостью, профилактическая работа проводится непосредственно в школе. Это зона ответственности школьных психологов и социальных педагогов. При выявлении устойчивых проблем у ребёнка (участие в деструктивных группах, семейные конфликты и т. д.) обязательно подключается кризисная помощь со стороны специалистов муниципальных и межмуниципальных психологических центров, медиаторов. Третий уровень – острые кризисные состояния: суицидальные настроения, противоправное поведение, психические проблемы, употребление наркотиков. Здесь уже необходимо подключение специализированной помощи. На этом уровне будет работать краевой психологический центр. Он также будет курировать и координировать работу специалистов, служб и ведомств на всех уровнях. Задача всех ведомств на каждом уровне – не допустить социально опасного положения ребёнка, своевременно реагировать на проблемы детей», – пояснила Татьяна Абдуллина.

По её словам, в каждом муниципалитете планируют создать школы родительского самообразования (ответственности с родителей никто снимать не собирается, и это правильно, но помощь им бывает нужна). Также за детьми-правонарушителями хотят закрепить общественных наставников: ими станут обученные волонтёры из числа активной молодёжи.

Новую систему планируют запустить уже с 1 января 2019 года.

В ногу со временем

23 августа Максим Решетников и Раиса Кассина сформулировали ещё две важные задачи, которые стоят перед системой образования края, – цифровизация школы и подготовка кадров для цифровой экономики.

В прикамских школах продолжается масштабная модернизация компьютерной техники: в этом году для 224 школ закупят более 1100 компьютеров. Особое внимание глава региона уделяет тому, чтобы в наших школах был высоко­скоростной Интернет. В 2018 г. ещё 260 школ подключат к высокоскоростным каналам доступа к Сети. Это та материальная база, которая необходима для цифровизации школьного образования, использования современных ресурсов для преподавания.

Благодаря проекту «Я люблю математику» в крае заметно вырос уровень знаний по этому обязательному предмету.
Благодаря проекту «Я люблю математику» в крае заметно вырос уровень знаний по этому обязательному предмету. Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

 

«Мы живём в быстро меняющемся мире. И должны дать поколению «цифровых» детей современное образование. Это невозможно сделать без применения передовых образовательных ресурсов и технологий. И мы обязаны подключить к этим процессам всех наших учителей», – сказала 23 августа Раиса Кассина.

Сегодня в крае уже 254 школы используют такие электронные образовательные ресурсы, как РЭШ (Российская элек­тронная школа), 469 школ участвуют в программе повышения орфографической грамотности девятиклассников ОРФО-9.

«Мы продолжим развивать дистанционные технологии: сейчас в проекте «Электронная школа» участвует 35 школ из 20 территорий края. 1,5 тысячи наших школьников получают дистанционное образование по физике, математике, истории, обществознанию и другим предметам. Причём после этого они успешно сдают ЕГЭ», – добавила Раиса Кассина.

23 августа на конференции также прошла сессия с участием таких федеральных экспертов, как профессор и международный тренер Сергей Тетерский, руководитель Департамента приоритетных проектов ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Ольга Миронюк и директор по развитию образовательных технологий АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», д. э. н. Дмитрий Волков. Они рассказали о новых воспитательных практиках.

Так, ярко и зажигательно и самое главное – содержательно на конференции выступил Дмитрий Волков. Он сообщил, что сегодня работодатели считают ключевой проблемой выпускников наших школ и вузов неразвитость так называемых мягких навыков (soft skills): отсутствие навыков критического мышления, наличие проблем с коммуникационными навыками и неумение работать в команде. Дмитрий Волков рассказал о технологиях, которые уже меняют ландшафт образования. Среди них – геймификация, адаптивное, интерактивное дистанционное, нативное и перевёрнутое виды обучения.

Новоиспечённый директор пермского лицея № 2 Анатолий Чепурин, который до этого пять лет руководил соликамской школой № 17, высоко оценил выступления приглашённых экспертов.

«Они чётко расставили акценты, на которые мы должны уже сегодня ориентироваться и в школьном образовании. Выделил для себя несколько технологий, которые хотелось бы запустить в нашем лицее. Например, технология перевёрнутого класса, когда учитель сначала отправляет ученику видеоурок, а уже потом в классе отрабатывает тему. Это действительно может повысить эффективность преподавания предмета. Соглашусь с экспертами, что развитие навыков soft skills – важная тема. Как говорит известный учёный Александр Асмолов, сегодня ребёнку важно понять не кем быть, а каким быть. И вот здесь нужно перевернуть сознание родителей и школьников, что не следует концентрироваться только на заучивании предмета и сдаче ЕГЭ. Нужно понимать, что тебе в будущем предстоит трудиться в команде, контактировать с другими людьми, уметь управлять своим временем и перерабатывать большие объёмы информации. И вот этому мы тоже должны учить наших школьников», – уверен Анатолий Чепурин.

Медали надо подтверждать на ЕГЭ

На педсовете Раиса Кассина затронула тему объективности оценок в прикамских школах. Так, в последние годы девять школ в крае постоянно демон­стрируют завышенные результаты на всероссийских проверочных работах. Поэтому министр образования и науки края поручила Роспотребнадзору проверить эти школы на предмет объективности результатов.

На 2019 г. готовится законопроект, по которому медали будут получать только те выпускники школ, кто подтвердит свои пятёрки в аттестате на ЕГЭ – наберёт на трёх экзаменах 220 баллов и выше. Краевой Минобр проанализировал, как в этом году медалисты сдавали ЕГЭ, и далеко не все из них сумели сдать три госэкзамена на 220 баллов. Поэтому Раиса Кассина попросила директоров и учителей школ вплотную заняться этой темой: чтобы максимальное число ребят, по оценкам в аттестате претендующих на медаль, подтвердили её на ЕГЭ.

Кстати

В крае есть совместный проект с инвестором из Индии по строительству современного кампуса на пять тысяч мест. Жить в кампусе смогут не только зарубежные студенты, но и наши. Этот проект стал возможен благодаря успехам ПГМУ по привлечению иностранных студентов, в особенности из Индии. В прошлом году учиться в Пермский медуниверситет приехали около 700 индийских студентов, в этом году ожидается такой же набор.

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах