Кто-то уже предвкушает непростую, но весёлую студенческую жизнь. Абитуриенты, которым баллов ЕГЭ не хватило, чтобы поступить на бюджет, ломают голову, как быть дальше. Варианты есть: можно, если средства позволяют, получать платное образование, ещё год готовиться к ЕГЭ и снова пробовать свои силы следующим летом.
Эксперты рассказали, как правильно выстроить отношения в семье, чтобы старшеклассникам и их родителям не было мучительно больно как во время подготовки школьников к ЕГЭ, так и во время приёмной кампании.
Спокойствие, только спокойствие
По мнению психологов, многое в успешной сдаче экзаменов зависит от родителей старшеклассников. И здесь действует главный принцип: «Не задави и не навреди!» Большинство взрослых понимают, что экзамены – это далеко не вся жизнь, а лишь часть её. И всё равно находятся родители и педагоги, которые следуют по ложному пути: преувеличивают значение выпускных экзаменов. Если у ребёнка неустойчивая самооценка, то такое давление со стороны взрослых только усиливает неизбежный стресс.
«Конечно, к экзаменам следует готовиться, но не нужно постоянно быть в напряжении, нервничать, зубрить и доводить себя до состояния «человека-автомата». И тем более родителям не следует запугивать своего ребёнка. Ни один экзамен не стоит того, чтобы портить из-за него здоровье подростка или отношения в семье. Если старшеклассник постоянно сидит над учебниками, не гуляет, не спит, не ест нормально – это очень тревожные симптомы. Он не только испортит здоровье, но и не подготовится нормально к экзамену. При таком подходе у некоторых подростков начинают формироваться социальные страхи «я неудачник» или «я тупица». Поэтому намного важнее сохранить личность сына или дочери, успокоиться самим и транслировать спокойствие. Следующий шаг – поверить в своего ребёнка, позволить ему взять на себя ответственность за свои дела. Полезно говорить ему о том, что вы в него верите, что у него всё получится», – говорит психолог высшей квалификационной категории Наталья Малекова.
Учим выбирать
Поддержка со стороны взрослых может быть разноплановой. Например, родители могут следить за тем, чтобы у их чада было вкусное и здоровое питание, чтобы ребёнок высыпался по выходным, находил время на общение с друзьями.
«Можно вместе с ребёнком разбирать трудные темы. Если есть возможность, предложите ему походить на курсы или к репетитору. Но это имеет смысл только тогда, когда он сам хочет посещать дополнительные занятия. Заставлять тщетно. Получится бессмысленная трата денег. Вообще, надо разговаривать со своим ребёнком, знать его умения, увлечения, потребности. Порой нужно просто спросить: «А ты сам (сама) чего хочешь?» И если человек с детства знает, что у него могут быть свои желания и потребности, с которыми взрослые считаются, тогда ответ на этот вопрос не вызывает затруднений. А если дети проживают жизнь по сценарию, написанному родителями, то ответа просто нет. Дайте возможность ребёнку хотеть и делать выбор», – призывает Наталья Малекова.
По словам психолога высшей категории Татьяны Азановой, учить детей самостоятельно принимать решения нужно задолго до окончания школы.
«Это весь процесс воспитания: важно, чтобы ребёнок научился сам делать выбор – экзаменов, вуза, будущей профессии и т. д. К сожалению, часто бывает, что этот выбор родители делают за него, руководствуясь принципом «Мы лучше знаем, что ему нужно». И он, будучи инфантильным, с ними соглашается. Даже поступив в вуз, он или она могут разочароваться, представления об учёбе могут не совпасть с представлениями о выбранной профессии», – добавляет практикующий психолог Татьяна Азанова.
Мечты и реальность
Другой непростой период в жизни выпускника школы – приёмная кампания и зачисление в вузы. Хорошо, когда поступил туда, куда хотел. А если нет? И это время тоже нужно пережить и пройти правильно. И абитуриентам, и их родным.
«Конечно, это может стать настоящим ударом, если не поступил на желаемый факультет. Но это надо пережить. Отгоревать и думать, что делать дальше: стоит ли поступать на другую специальность, лишь бы где-то учиться, или идти к своей мечте и планировать дальнейшие действия. Так это выглядит в идеале. В реальности же выпускника мучает стыд перед родителями: «Я не оправдал ожиданий!» Такие эмоции возникают при созависимых детско-родительских отношениях: когда взрослый связывает свою личную успешность с достижениями ребёнка. И последствия такого разочарования родителей в своём ребёнке – это упрёки, злость на него и себя («я плохой родитель»). В этом случае подросток, который и так находится в сложных экзистенциальных переживаниях, рассматривает свой неуспех глобально – как крах всей жизни. В таких ситуациях нужна помощь зрелого взрослого. В некоторых случаях это может быть родитель, а иногда и специалист-психолог», – говорит Татьяна Азанова.
Выпускника мучает стыд перед родителями: «Я не оправдал ожиданий!»
Ректор ЗУИЭП Наталия Агафонова советует старшеклассникам ещё на стадии выбора направления и вуза составить два списка. В первую группу нужно включить факультеты, где школьник хочет и мечтает учиться. Во вторую – список направлений подготовки и вузов, которые устроят в случае, если не удастся поступить в желаемое место.
«Сейчас государство предъявляет достаточно жёсткие требования к вузам, в том числе к профессорско-преподавательскому составу и программе. Это снижает риски для студентов получить некачественное образование. Всегда есть вузы и специальности, куда все хотят поступить. Но если смотреть на вещи более реально, то можно выстроить определённую стратегию, опираясь на то, чем интересно заниматься и как вы планируете в дальнейшем «продавать» себя на рынке труда. Итак, определяем вузы и специальности, куда хочется поступить. Это будет первый список. А второй перечень можно сделать под названием «Меня устроит». Сегодня наряду с высшим активно развивается дополнительное профессиональное образование. Учась в вузе, можно корректировать выбранный путь. Например, расширять сферу профессиональных знаний или уйти вглубь выбранной специальности», – считает Наталия Агафонова.
В чём секрет успеха на ЕГЭ?
Выпускница лицея № 4, золотая медалистка (набрала 272 балла на трёх экзаменах: русский язык – 100 баллов, обществознание – 90 баллов, английский язык – 82 балла) Анастасия Старикова:
«Формула успеха на ЕГЭ – поставить цель и добиваться её. Когда я в девятом классе получила 98 баллов за ОГЭ по русскому языку, то сильно расстроилась. И пообещала себе, что ЕГЭ напишу на 100 баллов. И мне это удалось! Но 11-й класс дался невероятно тяжело. Некоторые начинают готовиться за месяц-два до экзаменов, я же приступила с самого начала 11-го класса. И это, наверное, даже было поздновато. По-хорошему, нужно начинать ещё в 10-м классе. Подготовка к ЕГЭ – это ежедневный труд, когда ты отказываешься от каких-то увлечений и хобби, прогулок с друзьями. И полностью посвящаешь себя тестам, заданиям, теории. На подготовку к ЕГЭ в будни и субботу я выделяла по 3-4 часа, а в воскресенье отводила весь день.
Сами экзамены тоже дались тяжело. После сдачи каждого предмета выходила из пункта и рыдала навзрыд. Думала, что ответила не так, допустила ошибки.
Самым трудным для меня был экзамен по английскому языку. Делала упор на подготовку к аудированию и письменной части. В итоге же самым сложным оказался раздел «Чтение». Благодарна моим родителям и учителям нашего лицея, без которых мне бы не удалось сдать успешно ЕГЭ».
Языком цифр
143 прикамских выпускника сдали в этом году ЕГЭ на 100 баллов.
Максимальный результат они показали по следующим предметам:
■ русский язык – 103 человека.
■ литература – 20 человек.
■ информатика – 5 человек.
■ химия – 4 человека.
■ математика – 3 человека.
■ физика – 2 человека.
■ география– 2 человека.
■ английский язык– 2 человека.
■ история – 1 человек.
■ обществознание – 1 человек.