Языковая школа № 84 «Дуплекс» совершенно не вызывает ощущения казённого заведения. Здесь царит приятная атмосфера. Прохаживаясь по коридорам, понимаешь, что это очень открытое, современное место. Здесь легко дышится.
Ещё недавно из-за перехода на дистанционное обучение в здании было почти пусто, а теперь тут вновь кипит жизнь. Директор школы Галина Шидрикова рассказала о работе в современной школе, возвращении с дистанта и патриотическом воспитании будущих выпускников.
Профессия по призванию
Арсений Васильев, «АиФ-Прикамье»: Что толкает людей работать в школе?
Галина Шидрикова: Любовь к детям – в первую очередь. Это ведь живая и интересная, со многими вызовами атмосфера. Ты не просто бумажки перекладываешь в офисе, а общаешься с людьми, решаешь всякие интересные проблемы и задачи. Здесь ты постоянно остаёшься молодым. Правда, для такой работы нужна выдержка, чтобы не принимать всё близко к сердцу. Это требует определённых навыков. Я не говорю об определённом складе характера – все необходимые качества можно развивать. По своему опыту могу сказать, что когда ты неожиданно становишься директором, то сразу сталкиваешься со сложными ситуациями: и позитивными, и негативными. Благодаря этому очень быстро развиваешься. Помню, как первые полгода я практически жила в школе. Приходила в 8 утра и уходила в 9 вечера.
– Это ведь очень тяжёлая работа. Какие у неё плюсы и минусы?
– Из плюсов – ты можешь менять ситуацию в образовании в своей школе. У нас есть некоторая автономия, и со своей командой мы можем решать, как развивать наш «Дуплекс». А минус – это то, что приходится работать почти всё время. Всё моё окружение понимает, что работа важнее.
– До каких границ распространяется автономия в школе?
– У нас есть общешкольная образовательная программа, которую мы должны выполнять на 90 %. Изменять можем воспитательную работу. Мы подготовили свою программу в прошлом году. В ней есть некоторые линии, которые мы обязаны выполнять. Но есть и пространства для своих идей. Если патриотизм и классное руководство обязательно должны быть, то тьюторство, языковые мероприятия и дополнительные краткосрочные курсы для детей и педагогов мы привносим сами. А если говорить про учебную часть, то в ней мы можем изменять 10 % от учебных программ и добавлять свою специфику. Можно вести предметы с учётом интересов учеников. Если учитель ведёт предмет 36 часов, то 4-5 уроков он может поменять на своё усмотрение. Кроме того, у нас дети в 9 классе защищают свою образовательную программу с учётом того, чем они будут заниматься дальше. Они приходят ко мне и рассказывают, чем дальше хотят заниматься. Если остаются в школе, то выбирают базовые или углублённые группы по предметам. Например, ученик хочет пойти учиться в университет на социолога. Для этого нужны математика, обществознание и иностранный язык. И у нас есть возможность их углублённо изучать, а остальное – на базовом уровне. Так у нас классы и формируются.
– Почему ваша школа называется «Дуплекс»? В чём её особенность?
– Изначально планировали, что предметы будем вести на двух языках – русском и английском. «Ду» – значит «двойное». Сейчас мы по-разному интерпретируем это название. Пишем новую программу развития, где будет сказано, что это означает связь детского сада и школы. Из ближайшего детского сада дети часто идут к нам, и мы прорабатываем для них бесшовный переход в 1 класс, чтобы у ребят не было стресса.
Снова за парту
– Вы внедряете в образование какие-нибудь цифровые технологии?
– Да. Но сейчас их по-разному толкуют. Когда мы вышли на удалёнку, то у всех случилось цифровое образование. Все уроки перешли в онлайн, мы стали разрабатывать разные системы сдачи контрольных работ. Это все школы испытали. К примеру, сейчас мы перенесли черчение в графические редакторы, чтобы дети умели пользоваться разными программами, которые им могут пригодиться в будущем.
Мы перенесли черчение в графические редакторы, чтобы дети умели пользоваться разными программами, которые им могут пригодиться в будущем.
– На детей сильно повлиял дистант?
– Да, конечно. Дети вообще сейчас сильно изменились. Даже по сравнению с теми, которые выпускались пять лет назад. За время пандемии школьники привыкли заниматься дома. Возвращение в школу для них было колоссальной нагрузкой, и мы много работали, чтобы они стабильно приходили на уроки и не просыпали. Многие ушли на семейное обучение, потому что им показалось, что дома заниматься удобней. И на это пришлось реагировать. В том смысле, что образование нужно сделать интересным, чтобы ребёнок в школу начал ходить. И здесь очень помогает творчество. Девятиклассники создали в одном из кабинетов грин-зону. Сначала там всё организовала музыкальная группа – у них был небольшой набор музыкальных инструментов. Потом туда начали подтягиваться другие школьники. Они перекрасили всё на свой вкус. Сейчас мы договорились с ними о правилах, которые школьники там соблюдают. И они готовят новый гимн школы. Считаем, что образование может быть интереснее, когда оно приобретает личностно-ориентированный характер.
За время пандемии школьники привыкли заниматься дома. Возвращение в школу для них было колоссальной нагрузкой, и мы много работали, чтобы они стабильно приходили на уроки и не просыпали.
– Какие у дистанта плюсы и минусы?
– Мы не видели друг друга полгода. Это необычный опыт. Думаю, всем было очень сложно, потому что это очень расслабляет. Мы боролись за то, чтобы школьники включали экран и камеру, а иначе на экране вместо ученика был бы просто чёрный квадрат. А ребёнок мог бы уйти по своим делам. Но есть и положительная сторона. И школьники, и учителя освоили многие программы. Это средства связи, всякие формы, таблицы. Некоторые дети стали учиться лучше. Они говорят, что им никто не мешает изучать предмет.
– А дети сейчас технически подкованные?
– Оказалось, что некоторые хуже нас знакомы с компьютером. У многих их просто нет дома, они всю жизнь используют смартфоны и планшеты. Зачем этот системник, если всё в телефоне, говорят школьники. Но без компьютера не получится работать во многих программах. Бывает, ученики приходят в кабинет информатики, и не знают, что такое клавиатура. Хотя дети разбираются во всяких стриминговых программах. Они нам их показали, и мы даже вели там пару предметов.
– Дети часто уходят на семейное обучение? Они справляются с учёбой?
– Здесь пандемия сильно повлияла. В этом году у нас 30 человек на семейном обучении, раньше было четыре-пять. После самоизоляции несколько мам сказали, что у них большая семья, и они боятся, что дети принесут из школы какую-нибудь заразу. Бывает, родители хотят, чтобы дети быстрее шли по программе и экстерном сдавали экзамены. Думаю, некоторые ребята готовы к этому. А некоторые совершенно не справляются. Школьники приходят на экзамены, получают двойки – и возвращаются в школу. У нас было несколько учеников, которые блестяще сдавали ЕГЭ на 90 и более баллов. Здесь важны не только способности ребёнка, но и готовность семьи к обучению на дому.
Свой взгляд
– Чем сейчас учителя отличаются от тех, что работали 30 лет назад?
– Нам приходится быть мобильнее. Сейчас нельзя ничего планировать на год – это стало слишком большим промежутком времени. За такой период всё может перевернуться с ног на голову. Не все готовы быстро перестраиваться – это очень сильно влияет на психическое состояние. А современный учитель не должен быть тревожным. Повысились требования к индивидуализации обучения: учителю надо больше внимания уделять школьникам. Он должен понимать, что дети в классе сильно отличаются по уровню мотивации и включённости в процесс. Это очень сложно, потому что в классах бывает больше 30 учеников.
Современный учитель не должен быть тревожным. Повысились требования к индивидуализации обучения: учителю надо больше внимания уделять школьникам
– В чём проявляется патриотическое воспитание в вашей школе?
– Есть обязательный фестиваль «Дни воинской славы». Он включает в себя конкурс патриотической песни. В этом году мы приняли необычное решение: попросили детей и родителей выбрать песни 2000-х годов. Они пели то, что слышали в детстве. Конкурс проходил и для взрослых. Команда наших учителей пела гимн Пермского края. В этом фестивале есть спортивный блок – «Русский силомер». Ребята подтягивались, отжимались, сдавали зачёты. Ещё были игра «Зарница». В этом все школы должны принимать участие. Всё остальное, касающееся патриотики, уже на наше усмотрение. Считаем, что патриотизм заключается в том, чтобы быть активным гражданином и знать историю родного города.