Дистанционное образование не было для Пермского края явлением непривычным. Онлайн-занятия поводили и прежде, но переход всех школ на удалёнку даже для такого технически продвинутого региона стал испытанием на прочность.
Родители хватались за голову, пытаясь поделить один компьютер на всю семью и справиться с отправкой выполненных детьми упражнений учителям, и удивлялись количеству заданного на дом материала. Учителя старались быстро перестроиться и начать преподавать по-новому. Они учились удерживать внимание учеников, искали подходящие интернет-платформы с заданиями. Всё это заняло время. Как система образования перестраивалась на онлайн-обучение и что происходит сейчас?
Где смотреть и куда отправлять?
Первая проблема, с которой столкнулись все участники учебного процесса, – множество интернет-платформ, которые выбирали школы и учителя для преподавания. Родители нередко жаловались на путаницу: не так просто запомнить, на какой платформе смотреть видео одного урока, на какой – другого и куда отправлять выполненные домашние работы.
«В первую неделю действительно было много таких обращений. Поэтому мы рекомендовали школам ограничить количество платформ, которые учителя используют в обучении. Сейчас ситуация стабилизировалась – школы выбирают две-три платформы с качественным образовательным контентом. Самые популярные из них – «Моя школа в online», «Учи.ру», «Просвещение», «Яндекс.Учебник», – пояснила заместитель министра образования и науки Пермского края Наталья Зверева.
Остроту технических проблем со временем удалось снять. Но сказать, что они исчезли, нельзя. Во-первых, у каждой интернет-платформы есть свои особенности (и единого решения технических проблем для каждого сайта нет). Во-вторых, у всех семей разная техника, отличается скорость интернет-соединения и далеко не все на «ты» с компьютерами и планшетами.
300 домашек
Перестройка непросто далась и преподавателям. Учитель биологии гимназии № 4 им. братьев Каменских Дария Шестакова признаётся, что сначала пришлось трудно. И это можно понять, ведь у преподавателя почти 400 учеников разного возраста.
«Особенно сложной оказалась вторая неделя дистанционного преподавания. Тогда я работала с 9.00 до 21.00. Надо было продумать уроки, проверить домашние задания, ответить на вопросы коллег и родителей учеников. Телефон садился по два раза в день, был постоянно включен компьютер, – рассказала Дария Шестакова. – Сейчас, когда прошёл период адаптации, уже знаю, как распределить нагрузку, что и когда делать. Так как у меня очень много учеников, то охватить всех онлайн-уроками просто невозможно. Поэтому такие занятия веду только для старшеклассников. Что касается 5-6 классов – им я предлагаю уроки в электронной форме: задаю параграф из учебника, а потом даю ссылку на интернет-ресурс. Изучив материал, дети отвечают на вопросы».
Сначала педагог собирала домашние задания со всех учеников. Но потом поняла, что изучить по 300 сообщений с домашними заданиями, которые ежедневно приходят на почту, просто невозможно. Администрация школы предложила учителям пользоваться сервисом «Гугл.Формы», который позволяет создавать тесты и отправлять их детям. Ученики отвечают на вопросы, а учитель получает готовые результаты.
Кстати, количество домашних заданий тоже вызвало много вопросов. И не только у ребят, но и их родителей. Мамы и папы учеников жаловались, что учителя буквально завалили детей домашкой. При этом не во всех заданиях ребята могли разобраться самостоятельно.
«Когда мы только перешли на дистанционное обучение, некоторые учителя немного перестарались. Просто потому, что они стали меньше общаться с детьми. Им важно было понять, как ученики усваивают информацию. Начали проверять знания в виде домашних заданий. При этом не сказала бы, что количество домашней работы существенно выросло. Думаю, родители просто впервые так глубоко погрузились в учебный процесс и увидели, насколько сложна программа обучения, – говорит Наталья Зверева. – С другой стороны, заданий и нагрузок стало действительно больше, так как предметы творческого, спортивного характера (ИЗО, музыка, технология, физкультура) перешли в другой формат. Именно поэтому мы разрешили школам выставить всем ученикам итоговые отметки в конце апреля по ИЗО, технологии, физкультуре и музыке на основе результатов трёх четвертей или законченных триместров».
Тренер, модератор, наставник
Доцент ПГНИУ Иван Печищев говорит, что трудности, которые возникли при переходе на удалённое обучение, вполне закономерны.
«Прежде у преподавателей не было такого острого интереса к удалённому образованию, так как им было некогда. Они же всегда загружены работой. И пока у них не слишком высокий уровень цифровой грамотности, – говорит Иван Печищев. – Учителям школ и преподавателям вузов пришлось осваивать интернет-платформы и решать проблемы с оборудованием. Не у всех на домашних компьютерах были веб-камеры и микрофоны. Пришлось думать и над содержанием занятий».
Удалённое обучение меняет роль учителя. Педагог становится модератором, тренером, наставником, то есть человеком, который организует для учеников процесс обучения. Педагог должен предложить ученикам информацию, заинтересовать их. В онлайн-обучении должна быть интерактивность, так как внимание во время таких уроков быстро теряется. Из класса нельзя уйти, а из онлайна можно.
«Понимаю, что сейчас раздаётся много критических замечаний по поводу удалённого обучения, но я акцентирую внимание на позитивной стороне, – говорит Иван Печищев. – Когда всё закончится и мы вернёмся к обычной жизни, то преподаватели вузов и учителя школ будут увереннее себя чувствовать с интерактивными инструментами и чаще их использовать. Образование будет более продвинутым, современным и интересным».
Поощряйте усилия ребёнка
Старший преподаватель педагогического факультета Регионального института непрерывного образования ПГНИУ Татьяна Графская:
«У дистанционного образования есть свои плюсы и минусы. Несомненное преимущество в том, что обучение идёт в удобной для ребёнка обстановке – не нужно тратить время на дорогу до школы, можно выспаться, меньше стресса, меньше вероятности такого неприятного явления, как буллинг (травля в коллективе. – Ред.). Если говорить о недостатках, то среди них – увеличение нагрузки на детей, несоблюдение санитарных норм. Если в школе есть перемены, то сейчас школьники слишком много времени проводят за компьютером и дома. Понятно, что существенно выросла нагрузка и на учителей. Говоря о педагогах, хочу сказать, что дистанционное образование показало всем их значимость. В том числе и родителям, которые увидели, какую колоссальную работу проводят педагоги.
Родители нередко недовольны тем, что они сейчас проверяют и контролируют весь учебный процесс. Поэтому я бы советовала в этой ситуации не только организовать для ребёнка рабочее место и научить его самостоятельности, но и по возможности создать дома доброжелательную атмосферу. Стоит придумать для ребёнка какие-то бонусы, чтобы поощрять его усилия. Если в семье есть два-три ребёнка, то дистанционное образование – это шанс научить их договариваться друг с другом».
Важно приучить к самостоятельности
Учитель русского языка и литературы лицея № 10 Ольга Ляшенко:
«Онлайн-урок требует больше подготовки. Он короче обычного – продолжается 30 минут. Это время нужно использовать так, чтобы не быть говорящей головой, а суметь заинтересовать детей. Всегда нужна обратная связь, так как необходимо понять, что ребёнок усвоил материал. Также важно менять деятельность. Например, посмотреть видео, обсудить его, организовать в онлайн-викторину.
Позитивный момент удалённого обучения в том, что ребёнка можно приучить к самостоятельности. Важно, чтобы он смог сам выстраивать свой ежедневный график, заводить будильник, обращаться с вопросом, который касается обучения, не к родителю, а к учителю. Не надо всё делать за ребёнка, необходимо объяснять и помогать. Также нужно правильно организовать место для учёбы (чтобы ребёнок учился, сидя за столом, а не на диване или на полу). И проследить, чтобы после окончания уроков он не оставался за компьютером, что нередко происходит, а занялся чем-то другим».