Примерное время чтения: 9 минут
742

Осторожно, двери закрываются. Не все смогли устроить ребёнка в школу у дома

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Прикамье 04/08/2021
Если не устроило предложенное образовательное учреждение, необходимо писать заявление в департамент образования.
Если не устроило предложенное образовательное учреждение, необходимо писать заявление в департамент образования. / Алексей Витвицкий / АиФ

Поступление в первый класс – дело волнительное. Конечно, больше для родителей, чем для детей. Самое главное – устроить ребёнка в школу. Не для всех мам и пап Перми это оказалось простым делом, несмотря на то, что система поступления сейчас максимально простая. Детей должны принимать в ту школу, которая находится в шаговой доступности. Однако попасть туда смогли не все. Почему?

Кто успел, тот и ...

Папа будущей первоклассницы Александр Худяков очень старался устроить дочку в учебное заведение, расположенное недалеко от дома. Но это ему не удалось.

«Во всех СМИ, на сайте образовательных учреждений было указано три способа зачисления ребёнка в школу: можно прийти туда лично, направить заявление через сайт «Госуслуги» или переслать документы Почтой России. Независимо от способа у всех детей должны быть равные возможности. Нигде не указано, что при зачислении через «Госуслуги» есть какое-то преимущество, но фактически получилось именно так. Тот,  кто подал заявление ночью через сайт, и получил место, – рассказывает папа девочки. – Я принёс заявление в гимназию № 33 2 апреля. В очереди был первым. Когда моё заявление регистрировали, оно оказалось 117-м. Сначала свободных мест, как мне сказали, было 100, потом их увеличили до 112. Мне объяснили, что есть те, у кого есть право на первоочередной приём. Вот они очередь и «ото­двинули». Также сказали, что есть нормы – 2,5 кв. м на ребёнка. И от этого рассчитывается количество детей, которых можно принять. Ближе всего находятся школы № 22, 93 и лицей № 10. Но попасть туда мы не смогли. Да нам и не предлагали».

По словам Александра Худякова, на замену предложили четыре варианта – школы № 61, 28, 21 и 134. Расстояние до дома – от двух до четырёх километров. До первых трёх учебных заведений можно доехать на общественном транспорте. А вот до четвёртого добраться сложнее.  Нужно идти через поле, где с одной стороны канава, с другой – овраг. Или ехать на автобусе, который на этом участке чаще всего переполнен. По словам отца, звонки в департамент ничего не поменяли. Попытка во «вторую волну» устроить дочь в лицей № 10 тоже не удалась, хотя на этот раз оба супруга оперативно подали заявления на портал «Госуслуги».

Фото: АиФ/ Александр Власенко

Норматива для школ нет

Пару лет назад устроить ребёнка в желаемую школу было ещё сложнее – занятия в воскресной школе, ожидание результатов тестов долгое время были привычным делом. После скандала, когда родители озвучили рейтинги для поступления в одну из престижных гимназий Перми (проходной балл для мальчиков оказался ниже проходного балла для девочек), вышло указание прокуратуры Перми, которая заявила о недопустимости конкурсов.

И вроде бы сейчас всё по закону и справедливости. Но всё равно получается, что «кто успел, тот и съел». На каком расстоянии должны находиться предложенные на замену школы для тех, кому не удалось попасть в учебное заведения рядом с домом? Этот вопрос чётко не оговорён. В  аппарате Уполномоченного по правам ребёнка в Пермском крае пояснили, что по Постановлению от 28 сентября 2020 г. № 28 (Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи») нормативы по допустимому расстоянию до общеобразовательных и дошкольных организаций установлены только от организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций соцобслуживания с предоставлением проживания.

По данным департамента образования администрации Перми, в первые классы города уже зачислили 15 218 детей. Чаще всего родители подавали заявления онлайн. Не столь важно, каким способом подали документы. Все заявления регистрируются в единой автоматизированной системе «Контингент», что позволяет сделать процедуру прозрачной, говорят в департаменте образования.

Другие варианты

По итогам первого этапа приёмной кампании отказы в зачислении по причине отсутствия свободных мест выдавали в четырёх школах города. Это лицей «Дельта», школа дизайна «Точка», школа № 9, гимназия № 33. Всего выдали 179 отказов. В департаменте уверяют – в каждом случае специалисты районных отделов образования оперативно предлагали родителям варианты близлежащих школ города, в которых есть свободные места. Сейчас практически все дети, получившие отказ на первом этапе приёмной кампании, устроены в школы. Также в департаменте говорят, что все школы города в этом году увеличили количество мест для приёма в первые классы.

«По итогам первого этапа приёмной кампании в школы города зачислено 93 % от планируемого количества первоклассников. Это дети, проживающие на закреплённых за школами территориях, а также поступившие по преимущественному и первоочередному праву. Таким образом, в этом году большинство детей зачислены в школу, куда их родители подавали заявление, – говорит зам. начальника департамента образования администрации Перми – начальник управления общего и дополнительного образования детей Оксана Чеклецова. – Сейчас в городе идёт работа по созданию новых мест в школах. Ситуация по каждому ребёнку находится на постоянном контроле специалистов районных отделов образования и департамента. Родителям будущих первоклассников рекомендуем своевременно подавать заявление в школу по месту жительства. Но при этом понимать, что в нашем городе созданы все условия, чтобы изменить образовательную траекторию в 5, 7 или 10 классе».

Фото: pixabay.com

Звонить, настаивать, добиваться

Член Совета отцов Арутюн Арутюнян:

«Правила приёма в школу, которые действуют сейчас, конечно, более справедливые, чем прежде. Нет коррупционной составляющей – конкурса, договорённостей и т. д. Да, в школах есть определённое количество мест, но по факту бывает, что детей, прикреплённых к этой территории по месту жительства, больше. Увеличивать муниципальное задание можно тоже до определённого предела. Если делать исключения, то появляется окошко для коррупции.

На протяжении двух лет работает городская Комиссия по контролю за приёмом детей в школы. Каждый этап приёмной кампании рассматривается членами комиссии: хватает ли мест, какая информация будет доведена до сведения родителей, какие алгоритмы будут регулировать приём в 1 класс. Конечно, все родители хотят, чтобы ребёнок учился в хорошей школе. И этот учебный год – тому пример. Помню, когда в апреле началась приёмная кампания, видел, что в школе № 22 очередь на улице была – человек 40. И через «Госуслуги» подали много заявлений. Похожую историю наблюдал и в других школах. Есть родители, которые считают, что зачислить в школу рядом с домом должны автоматически. Бывает, что папа и мама независимо друг от друга подают заявления в разные школы в шаговой доступности. Ситуации разные.

Как отец, скажу, что устройство ребёнка в школу – всегда дело ответственное. Понимаю, как это тяжело. Знаю, что переживают родители. Я прошёл через это три раза. И будет ещё четвёртый. Каждая система для меня была новой, приходилось изучать. Если вашу проблему не решили в территориальном образовательном отделе, можно обратиться в департамент образования или в Комиссию по контролю за приёмом детей в школы. В этом вопросе важно держать руку на пульсе и не затягивать его решение до последнего дня августа: звонить, настаивать, добиваться».

Пишите заявление

Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Светлана Денисова:

«В этом году мы получили семь заявлений от родителей, которые не смогли устроить ребёнка в школу рядом с домом. В каждом случае были направлены ходатайства с просьбой об оказании содействия в зачислении детей в общеобразовательные организации по месту жительства.  В основном родители хотят, чтобы ребёнок ходил в школу около дома. Не всегда можно попасть в желаемую школу, в том числе и потому, что действует правило преимущественного зачисления братьев и сестёр. Однако и тут всё не так однозначно. Родители одного из первоклассников подали в суд, чтобы их ребёнка зачислили в школу на том основании, что там учился старший ребёнок. Школа им отказала, так как старший в этом году школу окончил и по факту они вместе учиться там не будут. Решения суда пока нет. Остаётся нерешённой проблема преимущественного устройства в школы детей учителей. Сейчас их дети поступают на общих основаниях, что создаёт трудности для педагогов. Чтобы вовремя попасть в желаемую школу, советую вовремя подавать заявление. Если всё-таки не приняли в школу в шаговой доступности, то направляйте письменное (именно письменное) заявление в департамент образования города. В заявлении подробно напишите, почему вы не согласны с предложенным вариантом».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах