aif.ru counter
949

Слона едим по кусочкам! Если дети теряют интерес к учёбе, виноваты родители

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Прикамье 20/09/2017
Родителям по силам сделать так, чтобы школа для ребёнка была в радость.
Родителям по силам сделать так, чтобы школа для ребёнка была в радость. © / Фаина Мания / АиФ

О том, почему это происходит и что делать родителям, чтобы мотивировать ребёнка к учёбе, рассказала доцент кафедры психологии ПГГПУ Оксана Богомягкова в интервью корреспонденту «АиФ-Прикамье».

Школа со знаком плюс

Идти в первый класс хотят все дети. Кто-то потому, что там много ребят, с которыми можно играть. Кто-то – чтобы стать наконец большим: ведь пока ходил в садик, его считали маленьким. Кто-то – чтобы получать пятёрки. Мотивация у каждого своя, и это нормально.

Вера Шуваева, корреспондент «АиФ-Прикамье»: Оксана Николаевна, почему же она так быстро снижается?

Оксана Богомягкова: Сейчас достаточно много детей, у которых обучение начинается буквально с двух лет, со школ раннего развития. Таким малышам не дали в своё время наиграться. И, придя в первый класс, оторвавшись от родителей, они пытаются это восполнить. Пока не наиграются, не могут перейти к учёбе.

Другая категория – дети, которым учиться нравится, но они видят негативное отношение к школе со стороны старших братьев-сестёр и по цепочке заражаются этим.

- Значит, задача родителей – формировать позитивный образ школы?

- Конечно. Даже если что-то не устраивает в школе, обсуждать это за её периметром можно, но точно не с ребёнком. Сегодня родители вправе сами выбрать учебное заведение, заранее познакомиться с учителем. Будет доверие к школе и классному руководителю у них – не будет тревоги у ребёнка.

Когда дети учатся в первом классе, жизнь семьи вращается в основном вокруг школьных дел. И очень важно интересоваться в первую очередь не оценками, полученными сыном или дочкой, а их состоянием. Что ребёнка сегодня удивило в школе? Что порадовало? Что, может быть, огорчило?

- Наверняка маме стоит приводить и какие-то примеры из своего школьного прошлого, чтобы показать: трудности случаются у всех – ничего страшного.

- Да, делиться впечатлениями необходимо. Детям неважно содержание – важны именно впечатления. Но мамин пример нужен скорее для того, чтобы вывести ребёнка на разговор. Дальше её история должна уйти на второй план, чтобы не конкурировать с его историей.

12 объятий

- Как мотивировать детей на выполнение домашних заданий?

- Детская психика очень реагирует на эмоцию. Причём мотивировать могут как положительные, так и отрицательные эмоции. Накричит родитель – ребёнок сделает уроки, но сделает из страха быть наказанным. А если родитель скажет, не скрывая восхищения: «Ты сам это сделал? Так быстро?! Вот это да!», - это сформирует у него мотивацию порадовать или удивить маму с папой. И право родителей выбирать, какую эмоцию они дадут своему ребёнку.

- Задание на дом порой кажется первокласснику таким сложным…

- Попробуйте представить это задание в виде слона. Да-да, слона, которого можно разделить на кусочки и есть их один за другим. Выполнить сначала что-то одно. «Смотри, получилось! А вот это сможешь? А что по математике вам задали? Всего две задачки!» В таком случае «слон» не кажется уже столь огромным. И, кроме того, ребёнок учится делить любую большую задачу на несколько маленьких.

Сегодня уже первоклашки выполняют научно-исследовательские работы, пишут рефераты. И тут следует мотивировать детей их же идеями. Чтобы не родители предлагали ребёнку, какую тему выбрать для исследования, а чтобы он сам выбирал ту, которая ему интересна. Родители должны лишь помогать в работе, если потребуется.

 - А как насчёт похвалы? По известной «теории 12 объятий» столько раз в день нужно обнимать ребёнка для его полноценного развития.

- Хвалить, конечно, надо. Особенно в первом классе. И целовать, и обнимать. Не обязательно 12 раз, а столько, сколько душа просит. Тактильный контакт вообще очень важен: за руку подержать, за плечико, по спинке погладить. Некоторые отцы считают, что мальчикам это ни к чему. Но нужно понять: в какие-то периоды жизни это необходимо! А если папа всё же переживает, что сын вырастет чересчур женственным, пусть заменит мамину поддержку своей, мужской: пожмёт сыну руку, обнимет за плечи. Словом, вселит уверенность.

Сюжеты и роли

- Стоит ли сразу, как началась школьная жизнь, записывать детей в какие-то кружки-секции или с этим лучше повременить?

- В сентябре-октябре, пока они адаптируются к школе, никаких дополнительных нагрузок не рекомендуется. Наоборот, желателен либо дневной сон дома, либо просто отдых в это время. Но только не с планшетом и не за компьютером!

Потом – да, обязательно нужны другие формы активности, по интересам ребёнка. Точно нужна спортивная секция: тело тоже должно получать разрядку. При этом не следует руководствоваться установкой: записались, к примеру, на плавание – и это на всю жизнь. Получилось – прекрасно, не получается – попробуем что-то ещё. Но с одной оговоркой: у всего есть начало и конец. То есть ребёнок должен усвоить: он уйдёт из секции или кружка только когда закончится какой-то цикл: пройдут соревнования, состоится отчётный концерт и т.д. Причём о своём решении уйти он должен сообщить тренеру или педагогу сам. За родителями лишь эмоциональная поддержка.

- Вы уже упомянули о неразлучной связи современных детей с гаджетами. Как переключить их на другие игры? И на какие лучше?

- Можно использовать настольные игры. Допустим, «Уно» или «Монополию». Но лучше, когда игра сюжетно-ролевая. Ребёнок способен заниматься этим и один, с игрушками. Ещё лучше – сюжетно-ролевые игры в обществе сверстников. Если гаджеты  при этом убрать из поля видимости, ребята спокойно обойдутся без них. Ведь в электронные игрушки дети уходят, когда не знают, чем себя занять, а родителям организовывать их некогда. И гаджет – самый простой выход в такой ситуации.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах