Столкнувшись с очередным этапом дистанционного обучения, школьники всё чаще жалуются на недостаток времени и стресс.
Учителя нагружают по максимуму, а детям трудно выкроить время на сон, еду и полноценный отдых. Итог – перегруз и ночные кошмары.
Как справиться с ситуацией самостоятельно и когда стоит обратиться к специалисту? На вопросы наших читателей отвечает психолог Николай Стрелков.
Про нагрузку
Сын учится в гимназии. Часто ему надо выбирать – делать всё до глубокой ночи или выспаться, бросив часть заданий. Что делать?
«У отдохнувшего организма больше ресурсов. Чтобы справляться с проблемами, нужно высыпаться. Другой вопрос – насколько тревожна психика ребёнка. Если он спокоен, то может без проблем отложить часть дел на завтра. Если тревожен – включается механизм «ой, вдруг не успею». Он стремится сделать всё в один день. Такому ребёнку хочется посоветовать обратиться к психологу. Но если нагрузка реально очень большая, тут задача родителей помочь рационально распределить её, научить сортировать задачи. Если учитель хочет всё сразу и сейчас, то тут, конечно, вопрос уже к организаторам процесса, а не к родителям».
Про психику
После сдачи пробника ЕГЭ сыну в тот же день назначили ещё три контрольных. Как это может сказаться на психике?
«С точки зрения стрессогенности – это чрезмерно. Есть понятие в психологии – «информационный стресс», когда за короткий промежуток времени нужно обработать большой объём информации. Он приводит к тому, что внимание ребёнка рассеивается, способность решить локальную задачу, которую в других условиях он решил бы легко, снижается. Психика может справиться, если только такой стресс будет редким. Но нужна качественная разгрузка за пределами школьного процесса, ресурсная зона. Это может быть любимое занятие ребёнка, пусть даже игры на компьютере (если дозированно и под контролем). В идеале – прогулки и любимые секции».
Уроки в школе идут непрерывно, не успеваем поесть. Как, не вызвав конфликта, сказать об этом учителю?
«Возможно, стоит сделать «ход конём» и поговорить с руководством: как правило, учитель – человек подневольный. Если же вы обращаетесь к учителю с просьбой, нужно понимать, что самооценка у педагогов очень хрупкая. И просьба не должна выглядеть наездом, вызывать конфронтацию. Как советовал Карнеги, обращайтесь за помощью. Нужно дать понять, что вы цените учителя как опытного профессионала и просите у него совета в сложной ситуации. Такой подход не заставит его обороняться».
Про стресс
Есть ли маркеры, по которым можно определить, что стресс от усталости у ребёнка уже перешёл в болезнь и ему нужна помощь?
«Такие маркеры – нарушение сна (ребёнок просыпается не от шума или не может заснуть), раздражительность, которой раньше не было, вегетативные проявления – он бледнеет, краснеет, потеет, у него слабость, утомляемость, апатия (ничего не хочется). Следующий уровень – нарушение адаптации. Когда из-за своих симптомов ребёнок не может справляться с учебными задачами, домашними обязанностями, когда он вдруг перестаёт ухаживать за собой – ходил аккуратный, а теперь – растрёпанный, не чистит зубы и пр. Такому ребёнку нужно помочь. Дистанционное обучение – это фактор риска для психики детей. Коллектив детей поддерживает. Когда они сами по себе, стресса они ощущают больше. Им труднее сосредоточиться на работе».
Кстати
Специалисты городского департамента образования заявляют, что продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках регламентирована Постановлением главного государственного санитарного врача РФ. Это 30 минут – для учащихся 5-6 классов, 35 минут – для учащихся 7-11 классов.