Примерное время чтения: 8 минут
2309

В первый пошёл! Как подготовить ребёнка к школе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Прикамье 07/08/2019
Ребёнок должен привыкнуть к учёбе за два-шесть месяцев.
Ребёнок должен привыкнуть к учёбе за два-шесть месяцев. / Станислав Ломакин / АиФ

Пока родители проверяют списки учебных принадлежностей, которые нужно купить, дети с нетерпением ждут 1 сентября. Многие мечтают поскорее стать первоклассником, а некоторые волнуются перед школой.

Не давите

Начало учёбы – большое событие для всех членов семьи. Папы, мамы, бабушки, дедушки и сами дети радуются грядущим переменам. Но порой они вызывают и чувство тревоги.

«Ребёнок боится идти в школу, говорит, что не хочет. Иногда даже ревёт. Как настроить его на позитив, чтобы он с радостью ждал предстоящего события?» – задаётся вопросом пермячка Галина Абрамова.

«Для детей и родителей поход в первый класс – стресс. Это новый шаг. И нужно дать ребёнку время на адаптацию. Ещё до начала учебного процесса важно обратить внимание на интеллектуальные и коммуникативные навыки будущего первоклассника (легко ли ему общаться со сверстниками и взрослыми). Нужно также понаблюдать, насколько он усидчив и как реагирует на неудачи, – говорит детский психолог Гульнара Акбашева. – Чтобы снять тревожность, полезно рассказывать ребёнку интересные истории про свою школьную жизнь, любимых учителей и предметы, вспомнить смешные истории. Можно честно рассказать, что лучше, а что хуже получалось в школе. Всё это поможет пробудить интерес ребёнка к учёбе и избавиться от страха».

Психологи предупреждают: важно не давить на чадо. Нельзя настраивать ребёнка, что от него ждут только хороших оценок, что в будущем он станет, к примеру, блестящим юристом. Главное – дать ему возможность спокойно погрузиться в учебный процесс.

Морально подготовиться к первому классу поможет знакомство с новой обстановкой. Хорошо, если получится заранее отвести ребёнка в школу, показать ему территорию, класс и представить классному руководителю. Последнее – особенно важно. По словам Гульнары Акбашевой, первый учитель для первоклашек становится кем-то вроде ещё одного родителя.

«В какой-то момент для ребёнка авторитет учителя может стать даже сильнее, чем родительский. Мамам и папам в таких случаях надо тоже уважительно относиться к педагогу и к правилам, которые он устанавливает. Родителям важно включаться в жизнь класса – это тоже положительно скажется на ребёнке», – советует психолог.

Перед началом занятий помогут ролевые игры. Пусть ребёнок попробует себя в роли учителя, а взрослые побудут учениками. Такие простые весёлые моменты настроят на позитивное отношение к школе.

Ещё один вариант – пройти курс занятий у нейропсихолога.

«Этот специалист даст упражнения, стимулирующие участки мозга, которые отвечают за усидчивость, внимание, умение мыслить и другие процессы. Такие занятия помогут скорректировать недочёты и сделать переход к школе более плавным», – рассказывает Гульнара Акбашева.

Тревожный звоночек

Детский психолог Инна Телегина уверена, что избежать проблем перед первым классом поможет заблаговременная подготовка. За год до начала учёбы ребёнка лучше отдать в воскресную школу.

Если вы не посещали воскреску и даже детский сад, могут возникнуть трудности. Особенно в коммуникациях, так как именно с дошкольного учреждения у детей начинают формироваться адаптационные функции. Это необходимая ступень, которая помогает привыкнуть к новой системе, определённым требованиям, к среде без мамы и папы. Альтернативой детсаду могут стать различные центры развития. Психологи советуют заранее погрузить ребёнка в какой-то социальный институт – это поможет сгладить шероховатости начала учебного процесса.

Если ребёнку страшно идти в первый класс – это тревожный звоночек, который означает: он не готов осваивать новое.

«Когда до школы остаётся меньше года и ребёнок боится, надо идти к психологу. Страх – это только симптом, который указывает на более серьёзную причину. Видимо, родители вовремя не увидели какую-то проблему и не провели профилактику. Специалист поможет найти её и решить, – поясняет психолог. – Ещё один вариант появления страха – вина родителей. Возможно, они так усердно готовили ребёнка к школе, что он боится не справиться, подвести их. По сути, это психологическая травма, с которой тоже надо обращаться к специалисту. Усугубляет положение тревожность родителей, которые переживают, в какую школу поступить, что делать, если ребёнок не пройдёт по баллам и т. д.»

Получается, когда у детей есть страх перед школой, родителям сначала надо задуматься о своём поведении – достаточно ли комфортную психологическую обстановку они создают в семье. Именно папа и мама могут повлиять на отношение ребёнка к школе.

«В первую очередь родители и ближайшее окружение должны на своём примере показывать, что получать знания – интересно и позитивно. Если взрослые самосовершенствуются, узнают новое, то и у ребёнка будет формироваться ценность учёбы. Он должен научиться получать позитивные эмоции от приобретения знаний, – объясняет Инна Телегина. – Нельзя мотивировать его фразами «ты должен» или «все идут – и ты пойдёшь». Так ничего не добиться. Лучше показывать и рассказывать, что учиться – это здорово».

Полгода на привычку

На привыкание ребёнка к школе нужно от двух до шести месяцев.

«Первоклассникам нужно адаптироваться к учёбе, поэтому первые полгода учителя уделяют им особое внимание. Педагог наблюдает за детьми и анализирует их поведение, – рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе шк. № 145 Ольга Вандышева. – Чтобы понять, насколько ученикам комфортно в школе, проводят специальные диагностики, выявляют проблемы в общении, психологические способности и т. д. Если спустя полгода обнаружатся проблемы, родителям вместе с ребёнком рекомендуют обратиться к специалисту».

На то, что ребёнок не может приспособиться, указывают разные моменты: начал часто болеть, плохо спать, грызть ногти, много или слишком мало есть, пугаться чего-то не по возрасту (к примеру, в три-четыре года бояться Бабу-ягу – нормально, а в 7-8 – уже нет). Все эти неврозоподобные симптомы указывают на регресс психики. На успехи в школе тоже стоит обратить внимание. Упавшая мотивация к учёбе – обычный процесс, из-за которого не стоит сильно тревожиться. А вот если ребёнок всегда хорошо считал и вдруг стал путать или забывать цифры – нужно бежать к специалисту.

Педагоги уверены: сгладить период адаптации помогают любимые занятия. Поэтому ребят нужно отдать в секции, клубы, где они смогут развивать свои таланты.

«Родителям первоклассников надо заранее подумать о выборе кружков прямо в школе. На этих занятиях ребёнок сможет отдохнуть, заняться любимым делом или улучшить какие-то навыки (например, логику). О выборе секции можно поговорить с ребёнком, и тогда ему будет интереснее идти в первый класс. Он поймёт, что в школе есть не только стандартная учёба, но и творческие занятия», – советует Ольга Вандышева.

Но психологи предостерегают: перегружать ребёнка внешкольными занятиями нельзя. Нужно выбирать только те кружки, которые станут отдушиной для ребёнка.

«Если дети с радостью бегут на секцию, если для них это релакс, где стабилизируются их эмоции, тогда всё хорошо, – поясняет Инна Телегина. – А если это нагрузка и лишний стресс, то от занятий надо отказаться во благо ребёнка».

Шаг в новую жизнь

Зам. директора по психолого-педагогическому сопровождению краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Оксана Богомягкова:

«Первоклассник переживает важный личностный процесс – формирование себя как школьника. Ребёнок осознаёт свою новую социальную роль – теперь он не просто сын или дочь, но и ученик. Появляются новые функции – слушать учителя, соблюдать школьный режим, делать уроки, записывать домашнее задание. Это очень важный жизненный этап. Я бы предложила родителям разговаривать с ребёнком. Нужно спрашивать, что ему сегодня понравилось в школе, что для него было самым удивительным, что нового он заметил, как он себя чувствовал. Важно, чтобы он мог ориентироваться в школе, мог найти класс, столовую, место в раздевалке и т. д. Ошибку совершают те родители, которые учатся за ребёнка. Важно помогать ему в учёбе, но не делать за него. К примеру, чтобы он сам научился собирать и разбирать портфель, можно проконтролировать, напомнить, спросить: «Не забыл ли ты положить пенал?» Но ни в коем случае не делать это за него.

К концу начальной школы у ребёнка сформируется собственный стиль учебной деятельности, который будет сопровождать его всю жизнь».

Как войти в режим?

  • За две недели до начала занятий начните будить ребёнка в то время, в которое ему предстоит вставать;
  • Повесьте в комнате расписание будущих занятий;
  • Достаньте портфель и разложите на столе школьные принадлежности;
  • Дайте ребёнку привыкнуть к форме, пусть он иногда надевает её;
  • Поручите ему новые домашние обязанности.

Не переусердствуйте. Не стоит поручать сразу много новых дел будущему первокласснику. Достаточно одного-двух, и начинать их делать ребёнок должен постепенно, ещё до 1 сентября.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах