Примерное время чтения: 8 минут
296

В профессию – с детсада. Как в Прикамье готовят кадры для предприятий

Пермский край – регион индустриальный, так что предприятиям всегда нужны сотрудники. Сейчас потребность в профессионалах ещё выросла, специальностей стало больше. Конкуренция идёт не за рабочие места, а, скорее, за тех, кто их будет занимать. Несмотря на повышенный спрос на профессионалов требования к их подготовке высокие. Как в этих условиях предприятиям найти сотрудников? Что делать, если в регионе меньше выпускников школ, чем требуется на производствах? Своими наработками, идеями и опытом представители сферы образования и предприятий поделились во время круглого стола, который прошёл в пресс-центре «АиФ-Прикамье».

Один вместо 30

Министр образования Пермского края Раиса Кассина рассказала, что, принимая решения о подготовке тех или иных специалистов, регион всегда откликается на заказ работодателей. У предприятий есть два основных пути решения «кадрового вопроса» – либо увеличить количество сотрудников, либо интенсифицировать производство, создавая высокотехнологичные рабочие места. Компании сейчас идут по обоим путям. Но несмотря на то, что сейчас один человек порой может заменить 30, потребность в сотрудниках всё равно остаётся высокой.

Фото: АиФ/ Анна Якурнова

Где же взять профессионалов? Количество выпускников школ ограничено. В то же время потребность у промышленников в будущих специалистах, которые получат нужные специальности в сузах и вузах, значительно больше. Раиса Кассина рассказала, что проблему решают несколькими путями.

«В первую очередь мы создаем современные условия для обучения и проживания студентов, в том числе для переезда на учёбу выпускников школ из соседних территорий. Для этого мы возводим новые общежития, за последние два года, например, благодаря поддержке губернатора Пермского края Дмитрия Махонина мы сдали три общежития – два в Перми и одно в Чернушке. До этого 30 лет в регионе такая стройка не велась. Строим новые мастерские и корпуса техникумам», – отмечает министр.

За последние два года возвели три общежития – два в Перми и одно в Чернушке. До этого 30 лет в регионе такая стройка не велась.
 

Также в техникумах и колледжах студенты могут получить сразу несколько специальностей. Ещё один важный шаг: знакомят ребят с востребованными профессиями уже со школы.

Министр отметила тенденцию последнего времени: колоссальный рост интереса к среднему профессиональному обучению. 70% школьников уходят после 9 класса и поступают в техникумы и колледжи. 

Министр отметила тенденцию последнего времени: колоссальный рост интереса к среднему профессиональному обучению. 70% школьников уходят после 9 класса и поступают в техникумы и колледжи.

Воспитание сотрудников

Крупные промышленные предприятия ощущают кадровый голод уже не первый год. Самые продвинутые успели наработать решения, которые помогают им буквально «воспитывать» будущих сотрудников со школьной скамьи.

Директор по стратегическим коммуникациям «Метафракс Групп» Мария Коновалова поблагодарила министерство образования Пермского края за поддержку в подготовке специалистов.

Фото: АиФ/ Анна Якурнова

«Сотрудников действительно не хватает, у нас сложилась довольно жёсткая конкуренция за специалистов с другими предприятиями, – сказала Мария Коновалова. – Понимая, что удобнее всего привлекать специалистов из той территории, где мы находимся, мы ищем их, прежде всего, в Губахе, Верхнекамье. Но понимаем, что нужно «расширяться» на весь край. Например, мы знаем, что на юге региона есть ребята, которые очень хорошо сдают ЕГЭ по химии. Их хотелось бы привлечь на учёбу, а потом и на работу к нам. Мы создали систему профессионального обучения со школьной скамьи, а потом трудоустройства на предприятии. При этом понимаем, что человека недостаточно научить и предоставить рабочее место с хорошей зарплатой. Нужно ещё и обеспечить достойные условия жизни. Поэтому я бы рассматривала подготовку профессионалов внутри концепции устойчивого развития региона».

Человека недостаточно научить и предоставить рабочее место с хорошей зарплатой. Нужно ещё и обеспечить достойные условия жизни.

Начальник отдела управления персоналом «Метафракс Кемикалс» Елена Болотова добавила, что для компании очень важно вкладывать силы и средства в профессиональную подготовку ребят: школьников и студентов. Сейчас «Метафракс» планирует прийти даже в детсады, рассказывая детям о производстве в игровой форме. С начальной школой предприятие уже работает, занятия проводятся во всех школах КУБа (Губаха, Гремячинск, Кизел, Александровск и т.д.).

«Для ребят в начальной школе предлагаем, скорее, развлекательную программу (семейные праздники, спортивные мероприятия). На средней ступени уже начинается более предметная профориентация. Рассказываем школьникам о профессиях, которые у нас есть, вывозим на экскурсию на производство, проводим классные часы, родительские собрания, форумы, – рассказала Елена Болотова. – В 10-11 классах начинается уже более серьёзная работа. В частности, ребята участвуют в Олимпиадах по химии, физике, математике. Вопросы подготовлены сотрудниками ПНИПУ и соответствуют ЕГЭ».

Фото: АиФ/ Анна Якурнова

При этом, несмотря на большую востребованность специалистов со средним образованием, работники с высшим тоже нужны, отмечает Елена Болотова. Именно поэтому предприятие открыло инженерный класс с профилем обучения «физика, химия, математика». Занятия ведут в том числе преподаватели Пермского Политеха. В этом году в класс набрали 30 ребят.

Во время занятий, встреч, мастер-классов и других активностей ребят всегда мотивируют оставаться в родном городе и регионе.

Каждый второй

Ещё одно важное направление – это создание крупного центра компетенций, где можно было бы системно обучать необходимых производству профессионалов. Его организовали на базе Уральского химико-технологического колледжа. Заместитель директора учебного заведения Михаил Ворошилов рассказал, что УХТК давно сотрудничает с «Метафраксом». Результатом совместной работы  стал ряд важных и интересных решений для подготовки специалистов. Ярким примером является система непрерывного образования «Школа-колледж-предприятие-ВУЗ», мероприятия которой с 2020 года финансируются из средств предприятия. На базе школ города Губаха созданы Технологические классы, выпускники которых осознанно и мотивированно выбирают специальности колледжа. Благодаря Программе ДПО ПНИПУ, реализуемой для студентов 3-4 курсов, выпускники колледжа имеют возможность получения заочного образования в Пермском Политехе в сокращенные сроки.

На базе школ города Губаха созданы Технологические классы, выпускники которых осознанно и мотивированно выбирают специальности колледжа. Благодаря Программе ДПО ПНИПУ, реализуемой для студентов 3-4 курсов, выпускники колледжа имеют возможность получения заочного образования в Пермском Политехе в сокращенные сроки.

«Предприятие полностью курирует образовательный процесс, все студенты проходят практику в его структурных подразделениях. Подтверждая значимость и эффективность работы примером,  скажу, что в этом году было завершено создание комплекса «Аммиак-карбамид-меламин». Штатная численность предприятия выросла на 30% – с 1800 до 2500 человек. Губаха – город небольшой, а для современных, а иногда и уникальных, технологий, применяемых на производстве, нужен высококвалифицированный рабочий персонал. И основным партнером в подготовке профессионалов, безусловно, является наш колледж – сказал Михаил Ворошилов. – Доля работников-выпускников УХТК на предприятии – порядка 45%, то есть каждый второй».

Фото: Пресс-служба АО "Метафракс Кемикалс"

Деятельность колледжа синхронизиована  с потребностями предприятия, которое, в свою очередь, гарантированно устраивает выпускников на работу и к тому же помогает им расти в профессии. Успехи в совместной работе по трудоустройству выпускников колледжа не остались незамеченными на федеральном уровне, и в 2023 году в рамках Федерального проекта «Профессионалитет» на базе УХТК создан Производственно-образовательный кластер отрасли «Химическая промышленность» Пермского края. Опорным работодателем со значительным объемом софинансирования федерального гранта в данном проекте выступил именно «Метафракс Кемикалс».

Общая задача

Во время круглого стола участники отметили, что опыт, наработанный в Губахе, нужно распространять в регионе, так как потребность в профессионалах есть везде.

Свои решения придумывают многие промышленные производства, однако все сходятся в одном, что начинать привлекать в профессию нужно ещё со школы. Представители вузов отметили, что важна не только мотивация и желание ребят, но и крепкое базовое образование. Если мы говорим о кадрах для производства, то необходимо хорошо знать физику, химию, математику и т.д. Учителей по этим специальностям в регионе не везде хватает.

Также все участники беседы согласились в тем, что подготовка кадров – это общая задача всех заинтересованных сторон: от края и предприятий до вузов и средних учебных заведений.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах