Примерное время чтения: 6 минут
355

Дороги от выпускников САДа. О колеях, новом мосте и пробках в Перми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Прикамье 19/09/2018
40 лет Людмила Щепетева учит «дорожников» и ни разу не пожалела, что оказалась в этой мужской профессии.
40 лет Людмила Щепетева учит «дорожников» и ни разу не пожалела, что оказалась в этой мужской профессии. / Ирина Купреева / АиФ

О дорогах, пробках и проблемах в отрасти журналист «АиФ-Прикамье» поговорил с завкафедрой «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета Людмилой Щепетевой. 40 лет она учит «дорожников» и ни разу не пожалела, что оказалась в этой мужской профессии.

«Поступила в ПНИПУ в 1973 году случайно. Вначале хотела учиться на машиностроительном факультете. Связано это было с тем, что троюродная сестра уже училась на машиностроителя. И нас, сестёр, водила на экскурсии. Нахваливала профессию и говорила, что именно её надо выбирать. Девчонок взяли, а меня нет. Не прошла по зрению. В медкомиссии посоветовали пойти на строительный факультет. В этот год как раз открылась наша специальность «Строительство дорог». В вузе своих кадров по нашему направлению ещё не было, и Адольф Бартеломей, который возглавлял кафедру, приглашал специалистов из Архангельска, Новосибирска, Москвы. Они сумели нам привить интерес к профессии», - признаётся Людмила.

Дорожник по профилю

Ирина Купреева «АиФ-Прикамье»: Профессия «дорожник» востребована и престижна. Почему же мы продолжаем ругать их за плохое качество дорог, ведь уже через два-три года на новом асфальте появляется колея?

Людмила Щепетева: К большому сожалению, у многих такое представление, что сделать автомобильную дорогу очень просто – накидал глины, на неё ПГС, щебень и закрыл асфальтобетоном. И можно ездить. Но автодороги – это сложнейшее инженерное сооружение, которое требует определённого подхода от изысканий до строительства. На них – путепроводы, мосты, подпорные стенки. Я уже не говорю о многочисленных малых искусственных сооружениях – таких, как водопропускные трубы, например. Для того чтобы построить хорошую дорогу, надо качественно провести изыскательные работы. Чем тщательнее они выполнены, тем проще учесть возможные влияния природы и негативные условия на дальнейшую её эксплуатацию.

То, о чём вы говорите, – это результат ошибок, безграмотности и нежелания вкладывать деньги в том объёме, в котором надо. Качество дорог улучшается. И это все замечают. В Перми нет дорог до такой степени разбитых, что невозможно ездить. Важно, чтобы отрасль возглавлял специалист, имеющий определённую квалификацию. Министр транспорта края – наш выпускник. И я твёрдо убеждена: кто закончил профиль АД (автомобильные дороги), тот действительно может быть высококвалифицированным специалистом.

Но возвратимся к колейности – беде нынешнего времени. Она может возникнуть по разным причинам. Самая распространённая – когда грунт земляного полотна теряет свою несущую способность. Происходит это, если не учли или не обеспечили отведение воды из этого горизонта. Под действием нагрузок из-под колеса начинает выдавливаться грунт, остаточные деформации накапливаются, и образуется колея. Также распространённая причина образования колеи – нарушение технологического процесса.

- Где, по вашему мнению, дороги в крае сделали идеально?

- Могу привести пример из опыта нашей кафедры. В 2011 г. мы выполняли технический надзор, когда вели строительство дороги – обход Полазаны. Прошло семь лет. И в принципе этот участок не требует даже текущего ремонта, не говоря уже о капитальном. При строительстве этого обхода нам приходилось неоднократно заставлять подрядчика переделывать работы. Результат радует сегодня любого.

Разгрузить столицу

- В Мотовилихинском районе, около пруда, постоянные пробки. Что можно сделать, чтобы разгрузить это место?

- Чтобы говорить конкретно, надо изучить транспортные потоки по этим направлениям, интенсивность и состав движения. На бытовом уровне могу сказать, что однозначно надо расширять проезжую часть. Тот же Соликамский тракт. Ну сколько можно ездить по этой двухполоске? Это «ворота» в город. Частные дома около дороги уже изжили свой век. Нужно сделать этот тракт магистралью. Что касается дороги около пруда – подъёма в микрорайон Вышка. Он сложный, там большой продольный уклон и тоже очень узкая проезжая часть. В этом месте можно сделать хорошую выемку с надёжными подпорными стенками. Почему в городе не решают этот вопрос, а ограничиваются только ремонтом асфальтобетона, оставляя всё в тех же границах, - я не могу сказать. Наверно, невозможно решить всё сразу.

В Перми многие участки дорог и улиц по своим геометрическим параметрам и транспортно-эксплуатационному состоянию уже давно не соответствуют той интенсивности движения, которая для них предусмотрена. Дороги требуют реконструкции.

Мы одно время занимались исследованием улицы Дружбы, где интенсивность - 1500 автомобилей в час. По классификации городских улиц это соответствует магистральной дороге общегородского значения. А это как минимум четыре полосы движения, плюс разделительная полоса и закрытая система водоотвода. Разве похожа улица Дружбы на то, о чём я говорю?

– Последние годы много говорят о строительстве в Перми третьего моста через Каму. Ваше мнение - где его место?

– Где-то в 1979-1982 годах, когда только начинала работать в университете, я контактировала с сотрудниками городской администрации, и мне уже тогда показывали проект третьего городского моста. Его выполнял Ленгидротрансмост. Это сильнейшая проектная организация того времени. Створ моста находился там, где раньше была переправа с ул. 1905 года в Курью. Считаю, что именно здесь и должен быть третий мост. Теперь возьмём современное время. Построили Красавинский мост. Ему уже больше десяти лет. Вроде бы мост есть, но он недогружен. И он будет недогружен – кому хочется двигаться в объезд.

– Что можете сказать о дорогах за границей?

– В Германии дороги строят очень дорого, но качественно. Я побывала в местном музее, где посетителям показывают весь цикл строительства. Когда ездила по стране, видела уже это воочию. То, что в музее и в реальности - полностью совпадает. Там используют обработанный щебень – он не только кубовидный формы, но ещё и обработан цементом.

В Италии муниципальные дороги не лучшего качества, частные – совсем другое дело. В этой стране близкое залегание грунтовых вод. Это приводит к быстрому разрушению автомобильного полотна – появляются трещинки и выбоины. Там не знают, что такое ямочный ремонт, и заменяют проблемный участок целиком. Надеюсь, что это когда-нибудь будет и у нас.

ДОСЬЕ
Людмила Щепетева родилась в Перми. В 1978 году окончила ПНИПУ по специальности «Автомобильные дороги и мосты». Осталась на кафедре. Преподаёт дисциплину «Изыскание автомобильных дорог».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах